Сегодня в ассортименте хозяйственных магазинов представлено очень широкий ассортимент составов, предназначенных для быстрого ремонта различных изделий или для упрощения проведения монтажа. Отдельного внимания заслуживают товары, которые можно отнести к одной интересной группе — к «холодным сваркам». Что же это такое?
«Холодной сваркой» принято называть клеевой состав специфической плотной или обычной жидкой консистенции, обладающий широкими возможностями, так как он может быть применен в разных областях и с различными сочетаниями материалов. После застывания нанесенной ремонтной «заплаты» или склеивающего шва, они отличаются отменными показателями адгезии и прочности, соединение становится сродни сварному, за что подобные составы и получили свое ходкое название. У тех, кто слышал об этом составе, но еще ни разу не применял его на практике, неизбежно возникает вопрос о том, как пользоваться холодной сваркой. В этой публикации как раз и будет представлена информация о существующих видах этого клея, а также о том, где и как его следует применять.
«Холодная сварка» и ее особенности
Общие понятия
Уже само наименование клея — «холодная сварка», говорит о том, что он способен создать высокопрочное соединение материалов, сравнимое с настоящей сваркой. Он может представлять собой одно- или двухкомпонентный состав, в основе которого чаще всего лежит эпоксидная смола, с добавками — загустителями и армирующими веществами. Удобство «холодной сварки» состоит в том, что она не требует применения какого-либо оборудования и приспособлений, а также нагрева ремонтируемых материалов до высоких температур. Ремонтно-восстановительные работы можно проводить буквально в полевых (походных) условиях. Поэтому-то тот или иной вариант «холодной сварки» традиционно входит в постоянно имеющийся в машине минимальный набор инструментов и материалов автомобилиста.
Используется этот клеевой состав для упрочнения соединительных стыков различных деталей или материалов, заделывания отверстий, ремонта образовавшихся трещин или пробоин. «Холодная сварка» может подойти и для некоторых монтажных задач, например, для соединения изделий, изготовленных из одинакового или же разных материалов. Например, с помощью этого клея бывает легко соединить пластмассовые и металлические детали, или же дерево со стеклом, и т.п.
В продаже можно найти как универсальные составы, подходящие для большинства конструкционных материалов, так и более узкопрофильные клеи, предназначенные для конкретных областей применения. Поэтому, приобретая «холодную сварку», всегда следует обращать внимание на указанные в прилагаемой инструкции возможности.
Разновидности «холодной сварки»
Разнообразие клеевых составов, подходящих под определение «холодная сварка», можно разделить на разновидности по нескольким критериям.
1 — По консистенции (агрегатной форме) изготовления холодная сварка производится в жидком и твердом виде:
- В твердом виде это обычно спрессованный в бруски (цилиндры) материал. Этот вариант «холодной сварки» можно назвать самым распространенным и широко используемым в быту. Он превращается в пластичную «рабочую» субстанцию, напоминающую пластилин, при активном разминании его пальцами.
- В жидком виде холодная сварка продается в тюбиках и тубах под монтажный пистолет, и может быть использована отдельно или же в комплексе со стеклотканью или металлической сеткой.
2 — По составу такой клей может быть одно- и двухкомпонентным:
- Однокомпонентные составы упаковываются в один тюбик или брусок. Они не требуют смешивания, они производятся как в жидком, так и твердом виде. Второй вариант перед применением требует разогрева в руках для достижения составом пластичности и адгезионных качеств.
- Двухкомпонентная холодная сварка также производится в жидкой и твердой форме. Жидкий вариант представляет собой комплект из двух емкостей (тюбиков, туб и т.п.), в одной из которых находится эпоксидный состав, в другом — отвердитель. Из двух компонентов приготавливается клей непосредственно перед его использованием или в ходе работы (составы с одновременной дозированной подачей и смешиванием).
В двухкомпонентных твердых составах «холодной сварки» предусмотрены оптимальные пропорции двух необходимых для изготовления клеевой смеси компонентов. Требуемое количество материала отрезается от бруска, затем разминается в руках для получения однородной пластичной массы.
3 — По назначению клей может быть универсальным или профильным, предназначенным для работы с определенными материалами. Обе этих разновидности «холодной сварки» могут иметь в своем составе определенный наполнитель. Так, в клей для ремонта бетонных поверхностей или сантехники добавляется керамическая добавка, а для изделий для металла — металлический порошок. Используются и армирующие включения в виде синтетических волокон.
Впрочем, есть составы и без всяких наполнителей — просто от взаимодействия смешанных компонентов или даже от контакта с воздухом (однокомпонентные) образующие твердый ремонтный или склеивающий слой материала.
Кстати, к «холодной сварке» относят еще и клевые составы узкопрофильного применения, которые за счет наличия сильного органического растворителя вызывают химическое «плавление» обработанного ими материала. Как правило, такие клеи предназначены для работы с определенными полимерами, например, ПВХ. После обработки и размягчения обработанных участков идет процесс сжатия сопрягаемых деталей – и происходит нечто похожее на диффузную сварку, проводимую под нагревом. Без высоких температур – но с практически тем же эффектом. Чем не «холодная сварка»?
Области применения таких составов
Здесь все просто — «холодная сварка» в том или ином исполнении подходит для ремонта изделий или склеивания деталей, используемых практически в любых областях.
Клей применяется для скрепления и герметизации твердых изделий или же эластичных покрытий, стационарно уложенных на твердое основание. Склеиваемые «холодной сваркой материалы» можно разделить на несколько групп:
- Металлы — практически без ограничений.
- Различные полимеры, а также комбинированные материалы, произведенные с их использованием, например, линолеум или ковролин. Полотна этих покрытий могут быть состыкованы между собой, с другими материалами, а также закреплены к основанию. Не используется «холодная сварка» для полиэтиленовых изделий.
- Стекло, керамика и фарфор могут быть соединены с помощью этого клея в разных комбинациях без ограничения. То есть названные материалы между собой, а также с изделиями, имеющими другое структурное строение.
Как можно видеть из представленного списка, «холодная сварка» может быть применена в различных областях, тем более что существуют составы, отличающиеся своей термо- и влагостойкостью. Кроме того, клей, используемый для герметизации стыков изделий способен выдержать эксплуатацию под высоким давлением. Например, «холодная сварка» применяется для соединения и ремонта водопроводных и канализационных труб, также различных деталей и узлов в конструкции автомобилей. С помощью такого клея можно быстро и даже в самых неблагоприятных условиях заделать сквозные повреждения, а также сколы на корпусе автомобиля, пробоины радиатора, бензобака, подтекания трубопроводов и т.д.
В быту «холодная сварка» используется для ремонта мебели, стеклянных изделий и даже строительных инструментов, а также других бытовых изделий.
Достоинства и недостатки «холодной сварки»
Практически все клеевые составы, относимые к категории «холодной сварки», имеют общие положительные качества. Ну а также и недостатки, о которых не менее важно знать перед применением состава.
Достоинствами этого продукта можно считать следующие его качества:
- Экологическая чистота материала (на эпоксидной основе) позволяет использовать его в жилых помещениях, он не имеет резкого запаха и не выделяет токсичные пары.
- При применении «холодной сварки» не повреждаются соседние участки ремонтируемых изделий, так как они не подвергаются воздействию высоких температур, чего нельзя избежать при использовании «классической» сварки.
- Нанесенный и застывший клей может быть подвергнут обработке абразивными материалами, для доведения их поверхности до идеальной гладкости, что в некоторых случаях является необходимым условием ремонта.
- Для использования холодной сварки не требуется применения специальных инструментов, отсутствие которых, достаточно часто осложняет проведение ремонта.
- Универсальность использования составов – можно выполнять очень широкий спектр различных работ.
- Возможность эксплуатировать отремонтированные изделия при высоких и низких температурах.
- Материал не разрушится при воздействии на него химических веществ.
- Доступная стоимость материала – такой комплект может позволить себе каждый. Да он и должен быть, наверное, в каждом доме — на всякий случай.
Недостатком «холодной сварки» можно назвать тот фактор, что она во многих случаях все-таки уступает в надежности «горячим технологиям» соединения материалов. То есть обычно рассматривается в качестве временной меры — до полноценной замены поврежденных деталей или покрытий на новые или до появления возможности проведения полноценного восстановления.
Небольшой обзор ассортимента популярных «холодных сварок»
Выбирая подобный клей, следует обратить внимание на следующие параметры, указываемые производителем на упаковке:
- Материалы поверхностей, для которых может быть применен выбираемый состав.
- Температурный режим, в котором может эксплуатироваться приобретаемый клей.
- Порядок применения «холодной сварки», указанный в инструкции.
- Стоимость клея.
Кстати, о ценовом факторе. Большинство подобных составов можно отнести ко вполне доступной категории. Поэтому не стоит приобретать совсем уж самые дешевые варианты совершенно неизвестного происхождения. Лучше обратить внимание на те материалы, которые заслужили немало положительных отзывов. К такой продукции можно отнести клеи брендов «Tarkett», «Poxipol», «Permatex», «WEICON», «Devcon», «MASTIX», «Premium FastFix Metal» и других.
Далее в таблице будут представлены некоторые варианты «холодной сварки» различных производителей, как универсальные, так и предназначенные для скрепления конкретных материалов. Возможно, эта информация поможет определиться с выбором при приобретении состава:
Кроме представленных вариантов «холодной сварки», выпускаются составы, конкретно предназначенные для ремонта деталей автомобиля, в частности — специально для его радиатора. Однако, если таковых в продаже не найдётся, то можно приобрести клей для металла, конкретно для алюминия или пластика, в зависимости от того, какой из узлов автомобиля требует ремонта.
Меры безопасности и правила хранения
Перед тем как перейти к работе с «холодной сваркой», всегда имеет смысл внимательно ознакомиться с мерами безопасности. Просто чтобы обезопасить себя от негативного воздействия составляющих клея.
- «Холодную сварку» запрещено использовать для ремонта поверхностей, соприкасающихся с пищевыми продуктами.
- Руки во время проведения работ рекомендуется защитить плотно облегающими перчатками. Они предотвратят попадания на кожу смол и избавят ее от длительной очистки.
- После окончания работ, сняв перчатки руки, следует хорошо промыть под проточной струей воды.
- Если клей случайно попал на кожу или в глаза, их необходимо незамедлительно промыть.
- Хранение «холодной сварки» должно осуществляться согласно указанным на упаковке правилам, иначе состав потеряет свои первоначальные качества.
- Клей должен находиться в недоступном для детей месте.
Как видите – требования элементарные, и приудерживаться их – совсем несложно.
Как применяют «холодную сварку»
В этом разделе будет рассмотрено несколько вариантов применения клея — в разных областях и для скрепления или ремонта различных материалов.
Общие правила применения
Для применения двухкомпонентной «холодной сварки» существуют общие правила подготовки и нанесения ее на ремонтируемую поверхность. Все выполняемые действия можно разбить на несколько выраженных этапов.
- Начинают с подготовки поверхностей, подлежащих ремонту. В этот этап входит их очистка от загрязнений и остатков старых декоративных покрытий, если они были (краска, лак)..Если поверхности идеально гладкие, то их желательно обработать абразивным материалом. Образовавшиеся от этого шероховатости повысят адгезию материалов.
Желательно, чтобы поверхности были сухими и обезжиренными, например, с помощью спирта, ацетона или другого растворителя. Некоторые составы, как уже говорилось выше, могут быть нанесены и на замасленные изделия, но на чистой поверхности все равно работать лучше. Ну а в том случае, когда производится ремонт трубы, в которой образовалась течь, следует выбрать вариант холодной сварки, который допускается применять на влажных поверхностях.
- Очень важно внимательно изучить инструкцию по применению приобретенного продукта. Особое внимание следует обратить на срок жизнеспособности состава, то есть максимально допустимый срок после проведения его замешивания. По прошествии этого временного интервала «холодная сварка» теряет свои свойства и становится непригодной для использования.
- Далее, следует отрезать или выдавить из двух тюбиков, в зависимости от конкретного типа двухкомпонентного клея, необходимое его количество. При разминании твердого варианта «холодной сварки» рекомендуется руки смочить водой, иначе состав будет прилипать к пальцам. Клей будет готов к применению, когда он нагреется и приобретет пластичность, станет полностью однородным и при этом ощутимо нагреется. Если смешиваются жидкие компоненты «холодной сварки», то готовая смесь должна приобрести однородный цвет.
- Получившийся после смешивания компонентов клей наносится на подготовленную поверхность и прижимается или распределяется по ней с помощью резинового шпателя, смоченного водой. Заплатку из жесткой замешанной сварки следует прижать и подержать на поверхности несколько минут.
- Время готовности ремонтируемой поверхности к дальнейшей обработке у каждого из составов разное. При необходимости ускорить период полимеризации, клей можно нагреть с помощью строительного фена, но все же злоупотреблять такой мерой – не особо рекомендуется.
- Далее, после полного высыхания и полимеризации отремонтированный участок можно при необходимости обрабатывать наждачной бумагой и красить.
Ремонт радиатора системы охлаждения автомобиля
Автомобильный радиатор – довольно уязвимый в нынешнему механическому воздействию теплообменный прибор. Бывает, что при движении с высокой скоростью попавший в его решетку камешек или иной твердый предмет приводит к образованию течи. А это уже требует безотлагательного ремонта. Ликвидировать течь и хотя бы на время восстановить работоспособность радиатора вполне можно своими силами, применив холодную сварку.
Порядок работ рекомендуется следующий:
- Первое, что необходимо сделать — это выбрать (иди заранее приобрести и иметь в «бардачке» автомобиля подходящий для такого ремонта тип «холодной сварки». Он должен иметь хорошую адгезию с металлом и выдерживать воздействие высоких температур. Лучшим вариантом будет приобрести специальный, предназначенный именно для ремонта радиаторов состав, но если такового в продаже не оказалось, следует выбрать термостойкий вариант для металла. Если «холодная сварка» не будет обладать этими качествами, то при нагреве ремонтная заплатка просто расплавится или отскочит, то есть вся проделанная работа окажется напрасной.
- Следующим шагом необходимо определить точное место протечки. Не исключено, что для этого радиатор придется демонтировать. Необходимо отметить, что этот этап иногда становится самым сложным во всем процессе ремонта радиатора.
- Из системы охлаждения автомобиля сливается жидкость – тосол или вода. Если поиски пробоины или трещины предваряются снятием радиатора, то, понятно, слив охлаждающей жидкости проводится до его демонтажа.
- Возможно, для обнаружения пробоины на трубке, а также для проведения ремонта придется удалить часть теплообменной решетки радиатора.
- Желательно радиатор просушить, например, потоком теплого воздуха. Но если приобретена холодная сварка, которую можно наносить по влажной поверхности, то просушка всей конструкции необязательна, хотя и все равно остается желательной.
- После того как пробоина обнаружена, пробоину, освободив пространство вокруг освобождено, ту поверхность, куда будет наноситься «холодная сварка», рекомендуется обработать наждачной бумагой, затем очистить от остатков абразива и обезжирить уайт-спиритом, ацетоном или бензином. Эта процедура необходима для достижения высокой адгезии ремонтного состава с металлом.
- Далее можно переходить к работе с клеем. Действовать необходимо согласно инструкции, обычно расположенной на упаковке «холодной сварки».
- Перед началом работы руки рекомендуется смочить водой — так клей будет меньше к ним прилипать.
- От бруска клея ножом отрезается необходимое количество массы. Этот отрезанный фрагмент энергично разминается пальцами до достижения им эластичности и полной однородности. Так как компоненты, соединенные в бруске «холодной сварки», различаются цветом, необходимо проследить за тем, чтобы оттенок перемешанной массы также был совершенно однородным. Пластичность, однородность и явственно ощутимый нагрев перемешиваемой массы является признаком того, что клей готов к последующей операции.
Если для ремонта выбран жидкий двухкомпонентный вариант «холодной сварки», то следует выдавить из тюбиков определенное количество состава и тщательно перемешать в небольшой емкости или даже на какой-то поверхностям. Компоненты все же не настолько жидкие, чтобы начать растекаться.
- Следующим этапом идет нанесение клея на поврежденное место. Все этапы работ следует проделывать без затяжки времени, так как после смешивания некоторые клеи быстро начинают входить в стадию полимеризации. Время схватывания материала обязательно следует заранее узнать из его паспортных характеристик.
Полное высыхание и готовность отремонтированного изделия к эксплуатации может наступить в период от часа до суток. Время достижения такой готовности может зависеть от нескольких факторов — это температура, при которой проводилась работа, толщина, нанесенного слоя, а также особенности самой «холодной сварки».
Необходимо отметить, что по отзывам автовладельцев иногда подобный ремонт радиаторов системы охлаждения бывает более эффективным, нежели аргонная сварка или «классическая» пайка.
* * * * * * *
Примерно таким же образом производится ремонт поврежденного топливного бака. Здесь бывает даже попроще так как чаще всего приходится иметь дело с открытой поверхностью, безо всяких решеток. Правда, меры предосторожности при работе с баком – куда как более строгие, из-за повышенной огнеопасности. Клеевую «заплатку» после высыхания можно дополнительно обработать абразивными материалами, а затем покрыть той же антикоррозионной краской, что применяется для покрытия всей остальной поверхности бака.
Ремонт керамических изделий
Для ремонта керамических изделий, в том числе, например, разбитой раковины в ванной, многие производители предлагают составы «холодная сварка для керамики». Как указано в характеристиках клея, он быстро и надежно соединит между собой отдельные фрагменты поврежденного изделия, которое после ремонта может вновь эксплуатироваться в своем рабочем температурном диапазоне. Шов, получающийся на стыках соединенных черепков, отлично противостоит перепадам температур и воздействию влаги. Материал легко наносится и надежно закрывает сколы и трещины в фарфоровых и фаянсовых изделиях.
«Холодная сварка» для керамики клея чаще всего производится в жестком двухкомпонентном варианте. Он точно так же подготавливается к применению, как тот, рассматривался выше при ремонте радиатора.
Возможная сложность ремонтных работ по восстановлению раковин и других керамических изделий состоит в том, что необходимо собрать все или же хотя бы самые крупные осколки изделия. Именно из них предстоит складывать «мозаику», которая и закроет образовавшийся зазор.
Если же планируется заделать трещину с выбоиной, то, подготавливая ее к ремонту, расширять повреждение в керамике недопустимо (в отличие от заделки трещин, скажем, на стенах или потолке). При подобных попытках изделие может просто расколоться. Не получится избавиться от трещины, которая представляет собой тонкую линию, так как клею просто не с чем будет сцепиться, а нанесенный сверху состав никак не укрепит прочность изделия.
Итак, в данном случае склеиваемые детали не требуют какой-то специальной обработки или обезжиривания. Но для улучшения их адгезионных возможностей их рекомендуется перед склеиванием нагревать до температуры порядка 40?50 градусов с помощью строительного фена.
После нанесения на нагретые склеиваемые поверхности «холодной сварки», их сразу же соединяют между собой, так как такой клей очень быстро схватывается и, соответственно, теряет свои адгезионные способности.
Когда все крупные фрагменты будут вклеены на место, оставшиеся «гнезда» от отсутствующих мелких деталей заполняются «холодной сваркой». Производится черновое выравнивание поверхности — по мере возможности.
Останется только дождаться полного высыхания клея, а затем обработать отремонтированный участок сначала наждачной бумагой с крупным зерном, затем с мелким, а в завершение — отшлифовать поверхность.
Если это необходимо, то можно покрыть отшлифованную зону краской.
«Холодная сварка», как технология соединения полотен линолеума
Практически каждый владелец жилья сталкивался когда-то с настилом линолеумного покрытия. К сожалению, далеко не всегда удается приобрести материал приглянувшегося внешнего оформления, но необходимой длины и ширины. И поэтому при настиле возникает необходимость стыковать между собой два полотна.
Для выполнения такой задачи сегодня применяются два основных способа — это применение «горячей» диффузной сварки соседних листов, для которой используется специальный инструмент, или «холодная сварка», с использованием жидкого химического состава, поступающего в продажу в тюбиках со специальными насадками.
В данном случае «механизм» склеивания отличается от того, что мы уже видели выше. Специальный органический состав проникает в структуру линолеумного покрытия, вызывая химическое расплавление его кромок с последующей взаимной диффузией и застыванием. В итоге после полной полимеризации получается прочное соединение с равномерным плотным швом.
В продаже можно найти «холодную сварку» для линолеума или же других изделий из поливинилхлорида (ПВХ) отечественных и зарубежных производителей. Но особую популярность завоевали однокомпонентные составы компании «Tarkett», которые представлены тремя типами. Об этом материале уже вскользь упоминалось выше, а сейчас он будет рассмотрен более подробно. Каждый из типов такого клея предназначается для определенной ширины шва между листами напольного покрытия. И в связи с этим — каждый из них оснащается специальной насадкой для подачи состава на линию склеивания.
Перед тем как переходить к сварке линолеума, полотна необходимо расстелить на поверхности пола и оставить отлеживаться и расправляться примерно на сутки. Для соединения листов напольное покрытие должно быть ровным.
Работы по соединению листов линолеума по технологии химической «холодной сварки» проводятся в порядке, расписанном в таблице-инструкции.
При работе с клеем типа «Т» существуют некоторые нюансы, к которым можно отнести следующие действия:
- Во-первых, под шов между листами линолеума к полу не клеится двухсторонний скотч.
- Во-вторых, после того как малярный скотч будет наклеен сверху шва и разрезан, необходимо отогнуть один из листов покрытия и нанести клеевой состав на торец другого полотна, так, чтобы он был полностью покрыт клеем.
- В- третьих, отогнутый край покрытия возвращают на место и плотно прижимают его к полу. Склеенные части линолеума необходимо оставить на час, до полного высыхания состава, после чего скотч можно снять. Ходить по покрытию можно так же через полчаса после удаления скотча.
В случае если клей случайно попадет на покрытие, его не следует удалять сразу. Когда капли застынут, их необходимо аккуратно срезать с помощью ножа. Если попытаться убрать незастывшие капли клея, то можно испортить рисунок покрытия, так как под клеем оно в этот момент будет в расплавленном состоянии.
* * * * * * *
Итак, холодную сварку можно назвать уникальным универсальным материалом, способным разрешить большое количество проблем. Однако, не следует забывать и о том, что для ремонта некоторых функциональных изделий клей можно использовать исключительно в виде временной меры, только чтобы «дожить» до их замены или же капитального ремонта. Поэтому, отремонтировав, например, батарею отопления дома, радиатор охлаждения или топливный бак в автомобиле, следует и держать под неусыпным контролем герметичность наложенной заплатки, и не забывать о необходимости более радикальных мер.
В завершение публикации – еще один пример использования этого универсального ремонтного состава.