Важнейшим этапом работы при постройке гаража является обустройство пола. Его поверхность должна быть прочной и надежной, так как в процессе эксплуатации ему придется выдерживать достаточно высокие механические нагрузки и воздействие на его поверхность влаги и различных агрессивных технических жидкостей. Поэтому бетонирование пола в гараже необходимо производить строго согласно разработанной технологии, не упуская ни одной рекомендации.
Бетонировать пол в гараже можно еще до возведения стен, или у же в готовой построенной «коробке». Оптимальным вариантом, безусловно, является заливка стяжки пола, а также сооружение смотровой ямы (если она планируется) еще на стадии возведения фундамента, так как на этом этапе работ пространство не ограничено стенами и крышей. Благодаря таким обстоятельствам, можно воспользоваться землеройной техникой и освободить себя от трудоемкого выкапывания котлована. Кроме этого, не возникнет проблем и с доставкой и заливкой готового бетона, что значительно ускорит процесс обустройства пола, так как раствор не придется замешивать небольшими порциями. Впрочем, если складывается так, что стены гаража уже готовы, ничего не выполнимого все равно нет.
Какие требования предъявляются к бетонному гаражному полу
Чтобы понять, насколько важно соблюдать технологию и использовать качественные материалы для обустройства стяжки гаража, необходимо знать, каким требованиям она должна соответствовать и какими качествами обладать.
- Чтобы на стяжке не образовывались трещины, и она не начала рассыпаться под влиянием на нее статических и динамических нагрузок, поверхность и внутренняя конструкция основы должна быть прочной и надежной. Добиваясь этих качеств, необходимо ориентироваться на массу автомобиля, для которого строиться гараж, и выбирать современные материалы и способы укрепления структуры пола и его внешнего покрытия.
- Без различных агрессивных жидкостей – горюче-смазочных материалов, растворителей, моющих веществ и других, в гараже обойтись невозможно, равно как и исключить вероятность их попадания на поверхность пола. Значит, покрытие должно стойко переносить подобное химическое воздействие.
- Создаваемый должен иметь высокую влагостойкость и способность снижать излишнюю влажность.
- Чтобы при проведении профилактических процедур вода не собиралась лужей в один из углов помещения, поверхность пола должна быть идеально ровной или иметь уклон для организованного стока.
- Поверхность по возможности должна быть гладкой – она намного легче поддается уборке, что значительно сократит время на это обязательное мероприятие.
- Пол должен быть огнестойким, так как не только в гараже, но и в самом автомобиле находятся легковоспламеняющиеся вещества, которые могут попасть на поверхность.
- Долговечность конструкции. Чтобы добиться этого качества пола, многие владельцы предпочитают покрывать поверхность стяжки одним из современных напольных материалов в виде керамической, резиновой или пластиковой плитки. Однако, обычная напольная плитка для этих целей не подойдет — необходим специальный, повышенный толщины и прочности облицовочный материал, рассчитанный на высокую весовую нагрузку. Кроме этого качества, дополнительное покрытие станет отличным декоративным оформлением для пола гаража, а также сохранит стяжку от впитывания бензиновых и масляных пятен.
Несмотря на рекомендации по внешней отделке гаражного пола, многие автовладельцы предпочитают обходиться только обустройством стяжки. Можно обойтись и так, но в этом случае оптимальным вариантом станет усиленная гидроизоляция составами глубокого проникновения и специальные операции по упрочнению бетона.
Итак, какой бы способ обустройства поверхности пола ни был выбран, без надежного основания для него – не обойтись. Поэтому прочную бетонную стяжку выполнять придется в любом случае, и она должна быть качественной.
Цены на цемент
Материалы и инструменты, необходимые для обустройства гаражного пола
Перед началом работ, если они будут проводиться самостоятельно, то есть без доставки готового раствора, следует закупить все необходимые материалы для изготовления стяжки, а также приобрести или взять в аренду некоторые инструменты и оборудование.
Итак, для заливки бетонного пола в гараже потребуется:
- Песок будет необходим для засыпки на грунт, то есть для создания так называемой «подушки», а также для изготовления раствора.
- Щебень также будет необходим для обустройства подушки.
- Керамзит приобретается в том случае, если планируется утепление пола. Обычно этот слой укладывается при строительстве гаражей в регионах с суровыми зимними условиями.
- Для изготовления бетонного раствора потребуется, кроме песка, цемент и гравий (щебень).
- Для армирования стяжки потребуются готовые армирующие карты металлической сетки или же металлический прут диаметром 6?8 мм. Если приобретается прут, то он раскладывается в виде сетки, и из него, с помощью проволоки вяжется решетка.
- Для выставления маяков при выравнивании стяжки может использоваться арматура диаметром в 20 мм, которая выставляется вдоль помещения, на расстоянии между прутками в 600?700 мм. Нередко для этих целей применяют и старые, ненужные стальные трубы ВГП.
- Для защиты стяжки от влажности, исходящей от грунта, под нее настилается гидроизоляционный материал. Чаще всего в подобных целях применяется рубероид или плотная полиэтиленовая пленка.
- Выравнивание готовой стяжки иногда производится самовыравнивающим составом, продающимся в виде сухой строительной смеси в бумажных упаковках. Однако, это необязательный материал, так как большинство мастеров предпочитают выравнивать поверхность цементно-песчаным пластичным раствором.
- Для выведения стен смотровой ямы можно использовать обычный красный кирпич или газосиликатные блоки.
- Если стены смотровой ямы планируется сделать бетонным, то для них потребуются такие же материалы, как для стяжки, то есть цемент, гравий и песок, а также гидроизолирующий материал для дна и стен.
- Для обрамления краев ямы потребуется металлический уголок.
Из инструментов нужно подготовить трамбовку, строительный уровень, правило, кельму, лопату, емкость для замешивания раствора, раклю для распределения смеси самовыравнивающего пола и игольчатый валик для удаления воздушных пузырьков из выравнивающего финишного слоя.
Чтобы работа шла быстрее, лучше всего арендовать на период заливки стяжки и обустройства смотровой ямы бетономешалку, так как раствора придется изготовить достаточно много.
Калькулятор расчета количества бетона и материалов для его изготовления
Ниже размещен онлайн-калькулятор, которой поможет с достаточной степенью точности определиться с объемом бетонного раствора (марки М300) для заливки пола гаража, а если раствор будет изготавливаться самостоятельно — то и с количеством необходимых для этой цели исходных материалов, исходя из пропорции (цемент М400 : песок : щебень) 1 : 1,9 : 3,7.
Обратите внимание: по ходу расчетов будет предложено принять решение — включать ли в общее количество бетона необходимый объем для заливки стенок смотровой ямы и въезда (въездной аппарели), или они не предусматриваются проектом. Для каждого из этих элементов общей конструкции предусмотрено свое поле подобного запроса. Если пользователь соглашается с этим путем проведения вычислений, то в калькуляторе автоматически будут открываться дополнительные окна для ввода требуемых значений. В итоге будет показано общее количество бетона для всех участков работ.
Итоговый результат дается с учетом принятого 10-процентного запаса.
Кстати, именно о смотровой яме и пойдет речь в следующем разделе публикации.
Смотровая яма
Если в гараже до его постройки уже запланирована смотровая яма, то после нанесения разметки на местности, чаще всего сразу для нее роется советующий котлован. В некоторых же случаях яму обустраивают в гараже с уже выведенными стенами и перекрытой крышей.
Цены на щебень
Учитывая то, что большинство российских автовладельцев предпочитают обслуживать свою технику самостоятельно, без смотровой ямы в гараже не обойтись – она необходима для проведения самых разнообразных профилактических и ремонтных работ. Обустройство и габариты этого отдела гаража будут зависеть от нескольких факторов:
— От параметров базы автомобиля, то есть расстояние между колесами.
— От площади помещения гаража, учитывая то, что расстояние между стенами и краями ямы должно быть не менее, чем 1000 мм.
— Глубина ямы выбирается в зависимости от роста автовладельца. Но котлован будет выкапываться еще с обязательным учета засыпки песка и щебня, а также толщины стяжки.
— Кроме этого, глубина котлована во многом зависит еще и от уровня расположения грунтовых вод – эту информацию необходимо получить заранее. Если уровень проходит выше, чем 2500 мм от поверхности, то от смотровой ямы придется вообще отказаться, так как она будет постоянно заполняться водой.
— Ширина между стенками должна быть такой, чтобы находящемуся в ней человеку было удобно работать. Поэтому этот параметр тоже будет зависеть от «габаритов» владельца гаража.
— Длина ямы зависит от длины самого гаража и от желания автовладельца. Она может составлять от 2000?6000 мм. По возможности, ее делают такой, чтобы обеспечивался доступ в яму при стоящем в гараже автомобиле.
Расположенная выше схема дает общее представление о правильном обустройстве смотровой ямы. Ну а сами работы по ее постройке производятся поэтапно в следующем порядке:
Если в дальнейшем планируется произвести отделку стен смотровой ямы декоративным материалом, например, керамической плиткой, то этот процесс производится уже после заливки и полного застывания стяжки всего пола гаража.
Смотровая яма – отличное дополнение для любого гаража
Безусловно, заливкой пола и поднятием стен этот этап работ не заканчивается. Более подробную информацию о нюансах, связанных с самостоятельным обустройством смотровой ямы в гараже, например, таких, как вентиляция, освещение, дополнительное оснащение и отделка, можно получить из специальной публикации нашего портала.
Подготовка пола гаража и обустройство бетонной стяжки
После того как смотровая яма будет готова, можно переходить к работе над полом гаража. Начинают этот процесс с подготовки поверхности. Особенно это сделать сложно, когда приходится выводить на один уровень земляной пол.
Первым шагом земляной пол нужно выровнять, для этого грунт разрыхляется и максимально, насколько это, возможно, распределяется по поверхности. При необходимости, грунт на некоторых участках снимается и удаляется из помещения. Здесь нужно уточнить то, что чем больше будет перепадов на поверхности, тем сложнее ее будет выровнять стяжкой, поэтому лучше поработать над базовой поверхностью заранее. При выравнивании поверхности нельзя забывать о том, что стяжка в итоге должна находиться на одном уровне с краями стенок ямы.
Дальнейшие этапы работ – расписаны в таблице ниже:
Кроме облицовки бетонного пола декоративными плитками, его можно просто хорошо упрочнить. Как сделать это правильно – и будет рассмотрено далее.
Упрочнение бетонной стяжки
Процесс упрочнения бетонного пола – это то, чем не следует пренебрегать, если у хозяина есть желание, чтобы покрытие в его гараже служило максимально долго, не боясь ни механических нагрузок, ни химического и температурного воздействия. Смысл заключается в том, чтобы максимально связать пористую структуру, свойственную бетону, заполнить все микрополости в поверхностных слоях покрытия, создать новые прочные связи в его кристаллической решетке. Бетон перестает пылить, крошиться и способен без повреждений выдерживать повышенные динамические и истирающие нагрузки.
Существует несколько технологий упрочнения бетонных поверхностей. Их условно можно разделить на две категории. Первая – это химический способ, то есть обработка пола специальными пропитывающими составами. Вторая – использование специальных сухих порошковых составов (топпингов), затираемых во влажную поверхность начавшей схватываться бетонной стяжки.
Химическое упрочнение бетонной стяжки
Принцип такого упрочнения следующий. Характерная особенность бетона, особенно в поверхностном его слое, в том, что он очень неоднороден, так как содержит массу веществ, не связанных или очень слабо связанных с кристаллической решёткой «цементного камня». Если же подвергнуть этот слой определенной обработке, то возникнут дополнительные связи, которые существенно повысят общую прочность.
Специальные пропитывающие растворы, которые еще часто именую «силерами», могут иметь различный химический состав. При нанесении они проникают во все микрополости стяжки, связывая при этом оставшиеся химически активные компоненты (известковые и карбонатные). В результате химической реакции образуется гелевая масса, которая, расширяясь, плотно заполняет, буквально закупоривает все поры и трещинки на глубину от 5 до 10 мм. Поверхностный слой обретает монолитность, становится устойчивым к эрозии, не пылит, а кроме всего – получает и отменную гидроизоляционную защиту.
Химический способ хорош еще и тем, что его можно использовать для упрочнения уже старой стяжки. Правда, при этом необходимо обращать внимание на конкретный состав – есть пропитки, предназначенные именно для реставрации и упрочнения старых покрытий. Но есть и составы, которые рассчитаны на работу с новыми полами на определенной стадии созревания бетона (обычно – через 10?14 дней после заливки).
Работу обычно проводят в такой последовательности:
- Состав обильно распределяют по бетонной поверхности пола – розливом с дальнейшей разгонкой шпателем, раклей или валиком.
- Примерно через полчаса начинается обильное гелеобразование. Чтобы поддержать этот процесс, поверхность дополнительно увлажняю водой – так улучшается впитывание силера.
- После того, как процесс впитывания прекратится, то есть поверхность максимально насытится раствором силера, остатки состава смывают водой и сразу убирают с помощью ветоши или ракли.
После окончательного высыхания поверхность получает надежное упрочнение. Правда, если упрочнение проводилось по свежей стяжке, в период набора ею прочности, то срок созревания все же придётся соблюсти – до 4 недель.
Цены на песок
Упрочнение стяжки с помощью топпингов
Допинг – это сухая порошковая смесь, содержащая, помимо портландцемента, специальные химические присадки и наполнитель очень мелкой фракции. От этого наполнителя в основном и зависит поверхностная прочность стяжки и даже внешний вид создаваемого покрытия.
- Наиболее доступны по цене кварцевые топпинги, которые позволяют повысить прочность стяжки примерно в 1.4?1.6 раз. Такие составы широко применяются при строительстве здания с высокой интенсивностью людского потока, в жилом строительстве, особенно для помещений с повышенной влажностью (бани, бассейны и т.п.). Нередко песчаной фракции придается тот или иной оттенок, что позволяет сделать поверхность пола более «живописной».
- Более высокие показатели прочности и стойкости к истиранию показывают корундовые топпинги. Они способны поднять устойчивость к механической нагрузке – до 1,8 раз, и практически вдвое – к абразивной. Их очень часто используют именно в производственных цехах, в гаражах, крупных складских помещениях, одним словом, там, где предполагается движение транспортных средств. А это, в свою очередь, убедительный довод к тому, что отлично подойдет такой упрочнитель и для гаража.
- Наконец, самые высокие показатели прочности показывают топпинги с металлическим наполнением. Полы, упрочненные такими составами, выдерживают динамические нагрузки от тяжелой техники. Правда, в условиях обычного частного гаража использование подобных составов будет, наверное, все же избыточным. Кроме того, подобные полы в условиях повышенной влажности нередко «подергиваются» коррозионным налетом.
Работа по упрочнению пола с помощью топпингов требует использования специального оборудования – затирочной машины («вертолета»). Кроме того, она должна проводиться в строго оговоренное технологией время. Помимо этого, еще при заливке стяжки необходимо соблюдать определенные нюансы, в частности, уплотнение заливаемого бетонного раствора должно проводиться с помощью глубинного вибратора или виброрейки. Сам бетонный раствор не должен иметь в своем составе каких бы то ни было пластификаторов или иных добавок. Несоблюдение подобных правил ставит под вопрос целесообразность проведения упрочнения – ожидаемого результата не будет.
Очень важно не пропустить нужный момент первичного нанесения порошкового топпинга. Залитой стяжке требуется несколько часом для первичного схватывания (от 3 до 6), и когда след от ноги не будет превышать 5 мм в глубину, производят первичное рассыпание состава по всей поверхности. Для этого используют около 2/3 всего выделенного количества топпинга.
Порошковая смесь начинает активно впитывать влагу с поверхности свежезалитого бетона. В этот момент начинают затирку поверхности с помощью «вертолета», с целью втереть состав, впитавший цементное молочко, в поверхность стяжки.
После первоначальной затирки всей поверхности, не делая никакой паузы, рассыпают оставшуюся треть состава. После впитывания топпингом остатков цементного молочка (это будет заметно по изменению цвета) производят вторичную затирку, добиваясь такого же результата, как и в первый раз.
Наконец, когда поверхность уже схватится настолько, чтобы от обуви работника оставался след глубиной не более 1 мм, производят окончательную затирку, доводя стяжку до идеально ровного состояния.
После подобного упрочнения поверхность стяжки должна быть покрыта специальным составом, удерживающим влагу (существуют особые лаки или иные растворы, предназначенные именно для таких целей). И лишь после этого упрочнение можно считать законченным – стяжка оставляется в покое до полного созревания бетона на всю глубину.
Примерный расход кварцевого или корундового топпинга для помещений со средней и повышенной нагрузкой (в данном случае частный гараж попадает именно под такие определения) – от 5 до 8 килограмм на квадратный метр площади.
Чтобы внести полную ясность в вопрос упрочения бетонной стяжки в гараже, приведем для примера несколько составов, применяемых для подобных целей.
В качестве заключения — полезные рекомендации
Чтобы бетонная стяжка в гаражных условиях прослужила длительное время, в процессе ее обустройства и в ходе дальнейшей эксплуатации необходимо учитывать отдельные нюансы:
- Одним из важных отделов является площадка перед гаражом, то есть въезд в него. Лучше всего обустроить его так, чтобы он стал продолжением гаражного пола, но располагался под небольшим уклоном. Эту площадку необходимо так же, как и стяжку пола, армировать и упрочнить.
- Если стяжка не будет упрочняться топпингом, то ее обязательно следует покрыть одним из напольных покрытий – это может быть не только дорогостоящая плитка, но и один из видов краски, предназначенной для бетонных полов. Краска не только укрепит стяжку и защитит ее от внешних воздействий, но и также облегчит процесс уборки помещения и придаст ему респектабельный вид.
- Если принято решение нанести на бетонную поверхность красочный слой, то, перед выполнением этих работ пол нужно обязательно покрыть двумя — тремя слоями грунтовки глубокого проникновения. Срок просыхания этого материала может быть разным, и он обязательно указывается на упаковке. Только когда грунтовка высохнет, заполнит все поры структуры бетона и создаст упрочненную поверхность, только после этого нужно переходить к окрашиванию.
- Рекомендовано грунтовать и окрашивать не только стяжку, но и нижнюю поверхность стен гаража на высоту 150?200 мм. Особое внимание при этом необходимо обращать на самое уязвимое место – на стык стены и пола.
Чтобы стяжка прослужила длительное время без необходимости обновления или ремонта, рекомендуется не прибегать к совершенно не оправданной экономии на качественных строительных материалах. В ходе работы – обязательно придерживаться всех технологических рекомендаций. Только при таком подходе можно получить прочное и надежное покрытие, которое будет эксплуатироваться не одно десятилетие, не требуя ремонтно-восстановительных работ.
В завершение публикации – полезный видеосюжет, который пополнит преподнесенную выше информацию:
Видео: процесс обустройства бетонного пола в гараже со смотровой ямой