В частных домах, имеющих два и более уровня, никак не обойтись без межэтажных переходов – лестниц. А порой и в одноэтажном здании, встроенном на сложном по рельефу участке, также необходимы эти архитектурные элементы, например, ведущие к входу в дом. У многих владельцев в связи с этим в первую очередь в воображении возникает деревянная конструкция. Но почему-то многие заведомо отвергают возможность сооружения монолитной железобетонной лестницы, а ведь она для дома из кирпича, бетона или блоков является наиболее выигрышным вариантом.
Возможно, многих останавливает в таком выборе пресловутая сложность возведения подобной лестницы. Право же, качественная конструкция из древесины – ничуть не проще в исполнении, тем более, если рассматривать не только монтаж, но и подготовку всех деталей с их точной подгонкой по размерам. Да и по стоимости можно поспорить – что выгоднее…
А вот по надежности и долговечности железобетонная лестница даст весьма приличный «гандикап» деревянной. Правда, с оговорками – в том случае, если ее возведение было проведено по всем правилам. В частности – если было выполнено правильное и, что немаловажно, разумное армирование монолитной лестницы. Именно этому вопросу посвящена настоящая публикация.
Чем хороша монолитная железобетонная лестница, и в чем ее недостатки
Лестничные переходы, понятно, должны отвечать целому ряду критериев, в первую очередь касающихся безопасности эксплуатации и надежности конструкции. Если возводится лестница в доме, то, надо полагать, срок ее службы желают видеть сопоставимым с «долголетием» всего здания в целом. Ну и, конечно, добрым хозяевам хочется, чтобы она служила и украшением интерьера.
Можно ли в таком аспекте рассматривать монолитную железобетонную лестницу? Да вполне! Она-то как раз вписывается во все критерии оценки!
Посудите сами, взглянув на достоинства таких лестниц:
- Прочность железобетонных сооружений намного превышает аналогичный показатель у конструкций из древесины. При этом по ходу эксплуатации не придется опасаться за то, что те или иные детали расшатаются от динамических нагрузок, начнут требовать замены или ремонта.
- Нет проблемы скрипа ступеней.
Афанасьев Е.В.
Главный редактор проекта dc-gold.ru. Инженер.
Сказанное в обоих пунктах выше касается, естественно, самой лестницы, а не ограждений или ее возможной отделки деревом.
- Бетонную лестницу можно разместить где угодно – как в доме, так и на улице. Она будет верно служить десятилетиями даже под воздействием внешних погодных условий (при качественной заливке, безусловно).
- Монолитная лестница намного благополучнее в плане пожаробезопасности.
- Железобетонным лестничным переходам можно придать любую, даже весьма замысловатую форму. Ни один иной материал таких «вольностей» не позволяет.
- Нет практически никаких ограничений по возможной дальнейшей отделке.
Было бы несправедливо «забыть» и о существенных недостатках подобных конструкций:
- Возведение монолитной лестницы предполагает немало операций, требующих значительных физических усилий. Как, впрочем, и любая работа с бетоном.
- К недостаткам можно отнести и массивность конструкции – ей требуются очень надежные точки опоры как снизу, на основании, так и вверху на перекрытии. Именно поэтому подобные лестницы практически не применяются в домах из дерева, и тем более – в «каркасниках».
- Строительство монолитной лестницы растягивается на довольно значительное время. Дело даже не в сложности создания качественной опалубки и надежного армирования конструкции – сама по себе технология подразумевает немалые сроки на созревание бетона и набор им проектной прочности. Так что про продолжительность работ менее месяца можно даже не мечтать.
- Многих отпугивает «холодность» и «скучность» железобетона, особенно применительно к интерьерному оформлению. Но об этом уже говорилось: преград по отделке – никаких, то есть такая претензия – абсолютно несостоятельна.
Общая картина видится таковой, что преимущества все же перевешивают недостатки. И монолитные лестницы являются очень востребованы в строительстве, в том числе – в индивидуальном.
Безусловно, браться самостоятельно за монолитную лестницу какой-то очень сложной конфигурации, например, с криволинейными маршами, не имея опыта – авантюра. Но с прямым лестничным маршем из железобетона, если следовать технологическим рекомендациям – вполне можно.
Основа успеха – правильные расчеты монолитной лестницы
Расчет основных параметров лестницы
Любые строительные операции требует предварительных расчетов. Но если речь идет о возведении такой сложной конструкции, как лестница, роль правильного определения основных ее параметров сложно переоценить.
К этим параметрам можно отнести крутизну пролетов, их количество, в зависимости от условий строительства, ширину и длину лестничных маршей, размеры и количество ступеней.
Не станем останавливаться на этих вопросах – он не входит в тему настоящей статьи, хотя и неразрывно связаны с армированием монолитной лестницы. Но для тех, кого подобные расчеты интересуют прямо сейчас, в связи с желанием провести самостоятельное проектирование – дадим ссылки на нужные материалы, уже опубликованные на нашем портале. Там заинтересованный читатель найдет и описание процесса, и удобные онлайн-калькуляторы, существенно облегчающие процесс проведения вычислений.
Самостоятельные расчеты основных параметров лестницы – это возможно!
Итак, если есть первые наметки, в том числе – высота между полом и перекрытием и длина имеющегося свободного пространства, где нужно и можно вписать межэтажный переход – можно приниматься за расчеты. Вниманию читателей предлагается методика и калькулятор расчета длины и крутизны лестницы. А когда с этими параметрами наступит ясность – доступным станет и расчет длины, высоты и количества ступеней лестницы.
Если свободного пространства в помещении недостаточно для расположения одномаршевой лестницы оптимальной для проживающих в доме людей крутизны, придется продумывать вопрос о межэтажном переходе в два пролета (марша) с переходной площадкой между ними. Есть вариант еще забежной лестницы, но она весьма сложна в расчетах и исполнении, тем более – в бетонном варианте, так что самостоятельно за такую конструкцию лучше не браться.
Марши могут располагаться как параллельно один другому, так и под углом – с изменением направления движения именно на площадке.
К площадке тоже имеются требования – она в любом из направлений движения не должна быть менее широкой, нежели лестничный марш.
Сколько бы маршей лестница ни имела, и какой бы крутизны ни была, общий уклон и размер (высота и ширина проступи) ступеней выдерживается единым от начала и до конца подъема.
Если маршей придется делать несколько, то каждый из них просчитывается отдельно, но с соблюдением уже указанного выше обязательно правила о размере ступеней и крутизне подъема.
Афанасьев Е.В.
Главный редактор проекта dc-gold.ru. Инженер.
Кстати, если позволяют конкретные условия строительства, то при проектировании лестницы лучше останавливаться на нечетном количестве ступеней. Это оттого, что человеку удобнее и начинать, и завершать подъем (или, наоборот, спуск) с одной ноги. Требование необязательное, но если есть возможность выбора – лучше поступить так.
И еще одно – ступеней в марше не может быть менее трех.
Некоторые нюансы железобетонных лестниц
У монолитных бетонных лестниц, правда, имеются и свои нюансы.
- Прежде всего, сама по себе железобетонная конструкция должна иметь определенную толщину, предопределяющую ее несущие способности. На иллюстрации ниже она показана символом Р.
L — длина пролета лестницы.
В — ширина пролета.
Н — высота ступеней, равная для всех ступеней всех маршей одной лестницы.
S — ширина ступени. К ней такие же требования, что и в пункте выше.
Р – толщина несущей (рабочей) плиты.
Вот эта самая плита и является несущим элементом конструкции. И ее толщина берется не «с потолка», а в результате производимых специальных расчетов. В отличие от вычислений, показанных выше – это уже совсем другой уровень, базирующийся не столько на «чистой геометрии» или эргономике, сколько на законах сопротивления материалов. Самостоятельно провести подобные расчеты неспециалисту – вряд ли получится. Но это особо и не нужно, если имеется возможность воспользоваться «выжимкой» из уже проведённых, сведенных в таблицу. Это предоставляет возможность с вполне достаточной степенью точности определить параметр толщины несущей плиты монолитной лестницы:
Длина "чистого", без промежуточных опор, лестничного пролета, мм | Толщина несущей (рабочей( плиты лестницы (минимальная), мм | Минимальный диаметр прутов продольного армирования, мм | Максимальный шаг укладки арматуры по осям прутов продольного армирования, мм |
---|---|---|---|
до 2000 | 100 | 10 | 190 |
от 2000 до 3000 | 150 | 10 | 170 |
от 3000 до 4000 | 200 | 12 | 150 |
от 4000 до 4500 | 220 | 12 | 130 |
от 4500 до 5000 | 250 | 12 | 120 |
от 5000 до 5500 | 270 | 14 | 110 |
от 5500 до 6000 | 300 | 14 | 100 |
Как мы видим из таблицы, в ней предлагаются сразу и варианты армирования марша монолитной лестницы. Но об этом вопросе поговорим чуть позднее.
- Второй нюанс касается размеров ступеней.
Выше уже упоминалось, что все ступени должны быть одинаковы по высоте. Так-то оно так, но это «единство» должно получиться в итоге. А на деле бетонную монолитную лестницу возводят обычно еще до заливки стяжек на полах. Поэтому нижняя ступень при проектировании должна учитывать и толщину этой стяжки, и толщину финишного покрытия пола. То есть при создании опалубки и армировании лестницы нижняя (фризовая) ступень зачастую значительно больше остальных по высоте. Это, кстати, только на пользу общей прочности лестницы – именно в этом месте конструкция будет испытывать максимальные нагрузки. По этой же причине нижние опорные площадки (или фризовые ступени) нередко делают более широкими, нежели остальной лестничный марш — для более равномерного распределения нагрузки.
Аналогично должна быть продумана и высота последней ступени – чтобы она с учетом будущей отделки пола на втором этаже (или на переходной площадке) стала в точности равна высоте остальных ступеней.
Расчет армирования монолитной лестницы
Сколько нужно продольных прутов армирования?
Переходим, наконец, к основной теме нашей публикации. И здесь видится необходимость в одной небольшой ремарке.
Дело в том, что в интернете встречается масса фотографий, на которых показано армирование бетонной лестницы с каким-то невероятно плотным расположением деталей металлического каркаса. Мало того, порой можно заметить, что некоторые мастера для еще большего усиления не пренебрегают и другими формами стального проката – в ход идут и уголки, и трубы, и даже швеллеры.
Неужели в этом есть такая необходимость?
Не знаю, возможно, на иллюстрации показан какой-то особый проект, с жесткими требованиями по очень высокой несущей способности лестничных маршей… Но даже в этом случае такая «фаршировка» конструкции арматурой не выглядит разумной.
Кстати, перенасыщение арматурой сыграет, скорее, отрицательную роль.
- Вся конструкция становится значительно тяжелее – больше нагрузки на основания.
- Слишком частое расположение армирующих деталей может усложнить заливку, спровоцировать образование воздушных полостей, так как фрагменты щебенки начнут застревать меж прутьями в узких местах.
- При современной стоимости металлопроката – это выброшенные немалые деньги, причем без предоставления в итоге хоть каких-то преимуществ.
Так сколько же арматуры будет достаточно для монолитной лестницы?
Самодеятельность в таких вопросах не приветствуется – есть специальные нормы, закрепленные на законодательном уровне. В частности, нашего вопроса напрямую касается Свод Правил СП 52-101-2003 в актуальной редакции.
И в этом Своде Правил указывается, что суммарная площадь сечения прутов продольного армирования (и это для даже сильно нагружаемых железобетонных конструкций, к коим можно отнести и лестницы) должно быть не ниже 0,25% от площади поперечного сечения самой конструкции.
Вычислить – совсем несложно: достаточно знать ширину лестницы и ту самую величину толщины рабочей плиты, что ранее предлагалось выбрать с помощью таблицы.
Чтобы еще упростить читателю задачу – ниже размещен онлайн-калькулятор, способный провести этот расчет за секунды.
Калькулятор расчёта минимального количества прутов для продольного армирования железобетонной лестницы.
Перейти к расчётамЭто – минимальное количество, и его можно, а нередко – и нужно превысить, в соответствии с особенностями конструкции и руководствуясь следующими рекомендациями по армированию монолитной лестницы.
Что еще необходимо соблюсти при армировании?
Продольное армирование лестницы
При составлении чертежа армирующего каркаса учитывают еще и следующие требования:
- Использоваться может исключительно рифленые арматурные пруты (периодического профиля). Класс арматуры – не ниже АIII (или, по международной классификации – А400), для изготовления которой применяется низколегированные стали марки 35ГС или 25Г2С.
- Диаметр прутов арматуры – не менее 10 мм при длине марша до 3 метров. А при большей – минимум 12 мм.
- Шаг расположения прутов продольного и поперечного армирования (по их осям) не должен быть менее 25?30. Это делается в целях беспрепятственного и полного заполнения объема опалубки заливаемым раствором, в котором могут попасться крупные фрагменты щебня или гравия. Иначе могут возникнуть локальные «закупорки» ведущий к образованию воздушных полостей, что снижает несущие способности создаваемой лестницы.
- Несмотря на расчетное количество прутов продольной арматуры, существуют и требования к максимальному шагу (опять же – по осям) между ними:
- При толщине рабочей плиты (Р) до 150 мм включительно шаг укладки не должен превышать 200 мм.
- Если толщина плиты превышает 150 мм, то расстояние между прутьями берется не менее 1,5 Р. То есть при, например, толщине плиты в 180 мм между прутьями по осям должно быть не более 180 x 1,5 = 270 мм.
Здесь могут возникать некоторые «противоречия», то есть в реальности количество прутов окажется больше расчетного. Но это нормально – мы же рассчитывали именно минимальное количество…
На практике же обычно это превышение ограничивается одним, максимум — двумя прутьями, и тогда все условия по продольному армированию будут соблюдены. А одновременно монолитный лестничный марш получает весомую резервную добавку к своей прочности, что, согласитесь, очень неплохо.
Но слишком переусердствовать в этом вопросе, типа того, что мы видели на иллюстрации – а зачем?! Получается, откровенно говоря, металлическая лестница, «слегка обмазанная бетоном снаружи», без всяких «преференций». Невольно возникает вопрос – а не «кидают» ли вас приглашенные мастера или проектировщики? Может, их тоже стоит ознакомить с действующими правилами? Может, они и не знают, что таковые существуют?
Поперечное армирование
До сих пор шла речь в основном о продольном армировании. А что с поперечным?
Если рассматриваются несущие плиты толщиной до 150 мм, то поперечное армирование и вовсе в теории становится неактуальным – по действующим правилам оно не оговаривается, то есть можно смело обойтись и без него. Однако, как показывает практика, такое «упрощение», наоборот, усложняет создание стабильного каркаса, и оттого поперечные пруты используют, как правило, при любых толщинах плит.
Какие же при этом выдвигаются требования?
- Для укладки прутов поперечного армирования в плитах 150 мм и толще применяется также рифленая арматура, того же класса, но ее диаметр может быть и тоньше. По правилам – допускается 0,25 от диаметра основного армирования, но при этом менее 6 мм арматура не используется.
- Не разрешены в качестве материала для поперечного армирования круглые прутья, без рифления.
- Шаг укладки деталей поперечного армирования по правилам должен составлять не более 15d, где d – это выбранный диаметр основной продольной арматуры. Скажем, если решено по тем или иным причинам остановиться на основном армировании диаметром 14 мм, то максимальное расстояние между поперечными отрезками составит не более 210 мм.
- Вместо поперечных арматурных прутов, вполне можно использовать и готовую сварную сетку, диаметром прута не менее 5 мм и размером сторон квадратных ячеек от 45 до 100 мм.
* * * * * * *
Существует ли необходимость заниматься еще и армированием ступеней?
Однозначно на этот вопрос не ответишь – многое зависит от проектируемой конструкции лестницы от ее предназначения.
Так, например, вся речь выше у нас шла о наиболее простой лестнице с прямым косоуром, то есть с той самой несущей плитой, от толщины которой и строился расчет армирования. В этом случае и при условии, что лестница строится в качестве межэтажного перехода в собственном доме, сильного ударного или иного динамического воздействия на ступени не будет, равно как и резких перепадов температуры и влажности – никакой нужды в армировании ступеней нет. Они будут испытывать лишь незначительную истирающую нагрузку, не требующую какого-то усиления.
О других лестницах мы здесь и не говорим, так как самостоятельно браться за создание какой-то сложно-напряженной схемы, например, не с прямой плитой снизу, а ступенчатой в продольном разрезе — не рекомендуется. Это уже совсем иной уровень сложности и расчетов, и исполнения, не допускающий дилетантского подхода и требующий определенных знаний и немалого опыта.
Возможно, не помешает армирование ступеней, расположенных на улице, так как там нельзя сбрасывать со счетов негативное воздействие осадков, высоких температур, сильных порозов и т.п. Да и повышенные динамические нагрузки в таких условиях куда как более вероятны.
* * * * * * *
Переходные площадки армируются обязательно, и их каркасы связываются с продольным армированием лестничных маршей. Нередко пересечение прутьев продольного армирования маршей своим пересечением на площадке создает необходимый для нее решетчатый каркас. Но если марши в большинстве случаев к стенам арматурой не привязываются, то площадки на стены опираются всегда. Например, в стенах вырезаются ниши, равные по размерам сечению плиты в месте примыкания, и после заливки бетона готовая армированная плита как бы входит в стену. Другой вариант — прямая анкеровка прутов в высверленные в стенах каналы.
* * * * * * *
Еще одно требование: от краев арматурного каркаса обязательно должен оставаться защитный слой бетона. По действующим нормативам он должен составлять не менее диаметра арматуры до любой из поверхностей создаваемой железобетонной конструкции. Но это, скорее, для арматуры крупных размеров. А так на практике индивидуального строительства – не менее 20 мм от поверхности, но и не более 50 мм.
Это необходимо учитывать при расположении арматуры в опалубке. Многие допускают ошибки – например, укладывают пруты или сетку непосредственно на дно опалубки. Но в таком случае арматура практически «не работает» так как нужно. Мало того, такое расположение ведет к скорому поражению металла коррозией, что чревато дальнейшим ослаблением уже ослабленной конструкции!
* * * * * * *
Детали арматурного каркаса обязательно связываются между собой, причем – в буквальном смысле. Для этого используется технология вязки с использованием стальной проволоки. В последнее время все чаще многие вместо проволоки используют пластиковые хомуты-затяжки, что позволяет ускорить процесс.
А вот соединение сваркой, каким бы надежным оно ни казалось, использовать не рекомендуется. Точечные разогревы прута в ходе сварки значительно снижают заложенные в материал армирующие способности.
Про технологию вязки в статье, посвященной армированию, рассказывать можно немало. Мы этого делать не станет по той лишь причине, что на нашем портале уже выложена достаточная информация по этому вопросу.
Как правильно увязывать детали арматурного каркаса?
Казалось бы – мелочь, но от правильной увязки армирующего каркаса зависит качество будущей строительной конструкции в целом. И пренебрегать некоторыми аксиомами в технологии вязки арматуры – недопустимо! Этому важному вопросу посвящена отдельная публикация нашего портала – «Вязка арматуры ленточного фундамента».
Армирование монолитной бетонной лестницы — пошагово
Теория – это замечательно. Но есть предложение еще и взглянуть, как выполнял армирование бетонной лестницы мастер, любезно поделившийся свои опытом в сети.
Так как вопросы армирования практически неотделимы от проблемы создания опалубки, придется с некоторыми сокращениями взглянуть и на нее. Впрочем, дополнительная информация по делу никогда не бывает лишней.
I этап – монтаж опалубки для несущей плиты лестницы
В демонстрируемом примере мастер будет создавать опалубку и армирующую конструкцию для монолитной лестницы в жилом доме. Отведенное для нее место недостаточно для однопролётного варианта, и потому межэтажный переход спроектирован в два марша, расположенных перпендикулярно друг другу, с переходной площадкой между ними. Марши расположены вдоль двух стен, сходящихся в углу.
Все параметры конструкции уже просчитаны. Длина даже большого марша невелика, так что ограничились толщиной несущей плиты в 100 мм. Размер ступеней 210x210 мм – несколько крутовато, но лестница ведет на хозяйственный этаж, и такой подход применим (более комфортный размер никак не вписывается в имеющееся пространство).
Наблюдаем за процессом сборки опалубки
II этап – монтаж армирующего каркаса монолитной лестницы
Палуба создана, и вот теперь в ней можно монтировать арматурный каркас будущей лестницы, что нас главным образом и интересует.
Напоследок можно заметить, что мастер перед укладкой арматурной конструкции не стал покрывать палубу и бортики слоем гидроизоляции. А между тем – она бы не помешала. Во-первых, вода не так активно покидает раствор, что позитивно сказывается на качестве созревания бетона. А во-вторых – и распалубку проводить будет легче. Слоя полиэтиленовой пленки толщиной 150-200 мкм было бы достаточно.
III этап – завершение монтажа опалубки лестницы
Опалубка под несущую плиту у нас готова – но ведь требуется залить лестницу, с одинаковыми ступенями. Поэтому завершающим этапом становится весьма непростая и требующая особой точности операция по монтажу перегородок-подступенков, которые-то и сформируют характерный профиль лестницы в соответствии с ранее проведёнными расчетами размеров ступеней.
Вопрос несколько выпадает из темы нашей статьи, но если его совсем опустить – пропадает логика повествования. Надо уже с опалубкой и ее армированием закончить. Поэтому рассмотрим, хотя и в общих чертах, без технологических тонкостей:
Афанасьев Е.В.
Главный редактор проекта dc-gold.ru. Инженер.
Еще один нюанс. Опытные мастера рекомендуют не полагаться полностью на выполненную разметку разово на бортике опалубки. Никто не застрахован от ошибки, и она может нарастать от ступени к ступени. Поэтому после точной установки каждой перегородки очередную желательно размечать от предыдущей, как будто от нуля – вероятность ошибиться тогда будет сведена к минимуму. Возможно, это будет чуть дольше – но зато гарантированно надёжно и качественно.
Далее – необходимо или заказывать бетон в нужном количестве, или быть готовым к его оперативному изготовлению на месте, с учетом того, что заливка должна быть выполнена, как говорится, «за один присест», без переноса на следующий день. Но это уже отдельная тема, выходящая за рамки данной публикации, поэтому рассматриваться далее не будет.
* * * * * * *
Безусловно, в публикации был рассмотрен лишь один из несложных вариантов. Он хорош в качестве примера, но в конкретных условиях строительства возможны и свои нюансы, не предусмотренные в преподнесённой информации. Не беда – можно найти и иные обзоры армирования монолитных лестниц в доме, и на общей основе составить свой проект.
Чтобы это проще было сделать, предлагаем взглянуть на еще один поучительный пример армирования монолитной лестницы – в нем показаны весьма интересные решения, хотя общий принцип остался таким же.