Как правильно выбрать краску для малярных работ — популярный ликбез технолога лакокрасочного производства. Виды красок, их достоинства и недостатки.

Виталий Опубликовал(а):
Обновлено: 27.09.2024

Мнение эксперта:

Афанасьев Е.В.

Главный редактор проекта dc-gold.ru. Инженер.

Задать вопрос эксперту

Работаю техническим специалистом на заводе красок «Мицар» в Санкт-Петербурге и сегодня хочу немного рассказать о видах красок и правильном выборе краски для тех или иных малярных работ.

Вообще, тема очень «многослойная». Например, на производстве мы общаемся языком химических формул и специфических терминов, которые будут совершенно непонятны непосвященным. У профессиональных маляров — свой язык и свои предпочтения.

Я же сегодня хочу рассказать о том, как правильно выбрать краску с точки зрения обычного человека, которому нужно раз в год что-то подкрасить на даче, а раз в 10-15 лет сделать ремонт в квартире или обновить фасад дома. Приходит такой покупатель в магазин — и теряется от разнообразия и выбора, да еще и половина слов на банках какие-то совершенно непонятные. Сегодня мы с вами все потенциально затруднительные моменты подробно разберем.

 

Как выбирают краску чаще всего

Прежде всего, по цене. Обычная логика — самую дешевую нам не надо (есть предубеждение про плохое качество), самую дорогую тоже (опять-таки предубеждение про переплату за бренд), возьмем среднюю по стоимости.

Разумные рассуждения, но в корне неверные. Краску нужно подбирать не по цене, а под конкретную задачу — и об этом я расскажу ниже. Можно взять дешевую краску с большим расходом, которая в результате окажется «дороже дорогой». А можно переплатить за качество, а потом применить эту самую дорогую краску не по назначению — и деньги будут потрачены впустую.

В общем, здесь, как в сказке про вершки и корешки, — неподготовленный покупатель почти всегда не угадывает.

По отзывам. Отзывы обычно люди пишут по свежим следам, что называется. Купил, покрасил, все красиво (или, наоборот, ужасно) — пишем отзыв. А ведь качественная краска служит много лет, но в реальности никто не будет писать отзывы спустя даже 2-3 года после покупки. Поэтому решать, какую краску выбрать для покраски забора или фасада, с помощью отзывов нелогично —ценность этой информации сомнительна.

По совету продавца в магазине. Это уже ближе к истине. И все равно такая рекомендация не идеальна — в магазине неизбежно будут советовать только то, чем сами торгуют. Может иметь место внутренняя политика и негласные правила — продвигать какой-то один, самый выгодный для торговой точки бренд. Да, в конце концов, и сами продавцы-консультанты зачастую о красках знают только то, чему их научили за неделю стажировки.

Так что лучше в общих чертах самостоятельно разобраться, какие виды красок бывают, — и идти в магазин уже подготовленным. Тогда вы сможете сделать действительно оптимальный выбор — и по цене, и по качеству. А я вам в этом сегодня помогу.

 

Виды красок

Эмали. Строго говоря, не существует четкого разделения на «эмали» и «краски». Но традиционно под эмалями подразумевают продукцию, которая содержит в составе лак или смолу, отвечающих за образование прочной пленки.

А вот слово «краска» применяют в отношении водорастворимых материалов и классических масляных красок на основе олифы.

Масляная краска. Как и следует из названия, в качестве основы в масляных красках используется не лак, а натуральное растительное масло (льняное, конопляное и т. д.) — олифа. По мере развития технологий, все чаще применяют синтетические масла.

Масляные краски менее долговечны, чем эмали — средний срок службы 3-5 лет, против 7-10 лет у эмалей.

Но главное, что необходимо знать, — со временем масляные краски склонны к пожелтению. Причина этого — как раз та самая олифа в составе. Поэтому запоминаем правило — масляные краски подойдут для теплых оттенков (там дополнительная «желтизна» заметна не будет). А вот для холодных цветов лучше выбирать эмали — иначе результат через несколько лет может разочаровать.

Воднодисперсионные акриловые. Краски на водной основе — соответственно, не имеют того самого неприятного запаха, который неизбежно присутствует в эмалях и масляных красках.

Эти краски практически идеально подходят для работ внутри помещений:

  • можно использовать на любых типах поверхностей — штукатурка, гипсокартон, обои под покраску и т. д.;
  • возможность простой колеровки под любой цвет и оттенок;
  • легко перекрашиваются в новый цвет (при обновлении ремонта), при этом счищать старую краску не нужно;
  • экологичность и отсутствие запаха позволяет проводить работы и одновременно жить в доме или квартире.

Помимо воды и красящего пигмента, воднодисперсионные краски могут содержать различные добавки — пеногасители, антисептики и фунгициды (противоплесневые вещества), защиту от коррозии и т. д.

В зависимости от области применения делятся на: фасадные, для влажных помещений и так далее.

Как уже было сказано, акриловые воднодисперсионные краски, пожалуй, лучший вариант для применения внутри помещения. Главный недостаток — высокая цена, обусловленная высоким же качеством и особенностями производства.

«Резиновые» или эластичные краски. Это подвид акриловых красок с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Резиновые краски образуют не просто плотную, но при этом еще и эластичную, тянущуюся пленку. Поэтому очень хорошо закрывают микротрещины и сами не трескаются и не отшелушиваются со временем.

Такие краски водостойкие (можно мыть, в т. ч. моющими средствами) и долговечные (легко прослужат более 10 лет). Еще одно важное преимущество — паропроницаемость. Т. е. воду эта краска блокирует, а воздух — пропускает и позволяет материалу «дышать». Поэтому с такой краской можно не опасаться появления плесени.

С гордостью хочу заметить, что именно наш завод «Мицар» первым в России начал выпускать «резиновые» краски под брендом Rezolux.

Rezolux — резиновые краски уровня знаменитой финской «Тиккурилы», но дешевле минимум втрое.

Заканчивая рассказ о типах и видах красок, хочу сделать одну важную оговорку. Деление на различные виды очень условное. Один и тот же продукт можно отнести к разным категориям. Например, акрил используется и в эмалях, и в водорастворимых красках. Кроме перечисленных выше, есть еще краски силикатные, известковые и т. д.

В общем, мои коллеги-технологи наверняка смогут упрекнуть меня в достаточно вольном обращении с терминами. Причина проста — в этой статье я придерживался «народной классификации», если можно так выразиться. Использовал привычные названия, которые люди применяют в быту или спрашивают в строительных магазинах.

Теперь от общей теории перейду к более конкретным параметрам и отвечу-таки на вопрос: как выбрать краску, максимально подходящую для решения той или иной конкретной задачи.

 

Матовый vs Глянцевый

Большинство людей считают, что разница здесь только визуальная. Вроде как в фотосалоне выбрать, на какой бумаге печатать фотографию. Но есть и другие, не самые очевидные отличия.

Глянец подчеркивает все неровности стены — использовать его можно только на хорошо подготовленной, идеально ровной поверхности. Иначе вместо радости от нового ремонта можно получить только расстройство и разочарование. Зато глянцевые краски хорошо моются.

Матовое окрашивание, напротив, скрывает недостатки и «прощает» шпаклевщикам, штукатурам и малярам их ошибки. Кроме того, матовые краски в интерьере обычно смотрятся «богаче». Недостатки — хуже моются, накапливают загрязнения.

Параметры эксплуатации красок

Стойкость к истиранию. Для определения стойкости краски к износу в лабораторных условиях окрашенный образец трут специальной влажной щеткой, после чего инструментально замеряют истончение лакокрасочного слоя.

В итоге краску делят на 5 классов устойчивости. Краски первого класса выдерживают частое и обильное мытье, в том числе с применением моющих средств. Краски пятого класса применяют для окрашивания потолков — т. е. там, где какой-либо контакт окрашенной поверхности с чем-то кроме воздуха не предполагается.

Стойкость к выгоранию. Солнечный свет разрушает цветные пигменты. Это касается абсолютно всех красок — то есть в принципе не существует красителей, которые бы не реагировали на солнце.

Другое дело, что одни пигменты сохраняют исходный яркий цвет на протяжении многих лет, а другие выцветают уже через несколько месяцев.

Характерно, что выцветание — это не только эстетическая проблема. Изменение цвета означает, что началось разрушение самой структуры краски. Соответственно, она перестает выполнять свои защитные и водоотталкивающие функции.

Стойкость к перепадам температур. В Сибири минус 40 зимой и плюс 35 летом — зато четко выражены времена года. А где-нибудь в горах в Сочи таких сильных перепадов нет, зато имеется постоянный, чуть ли не ежедневный «переход через ноль» в зимний период. Днем — плюсовая температура, а ночью подмораживает.

Соответственно и краску для наружных работ следует подбирать такую, которая адаптирована к особенностям местного климата. Даже дорогая «брендовая» краска может оказаться пустой тратой денег, если разрабатывалась она под другие природные условия.

Долговечность. А вот это уже, скорее, бытовой термин, а не технологический. Потому что долговечность складывается как раз таки из перечисленных выше характеристик — стойкости к истиранию, выгоранию, атмосферным осадкам и прочим климатическим факторам. Все эти параметры и определяют реальные сроки эксплуатации краски.

Химическая стойкость. Для жилых помещений это не особо актуально, а вот для производственных имеет ключевое значение. Есть краски устойчивые к кислотам, щелочам, маслам, нефтепродуктам и т. д.

Биологическая стойкость — прежде всего к появлению грибков (плесени). В помещениях с высокой влажностью, а также в домах для сезонного проживания, где без отопления нередко появляется сырость, стоит выбирать краски с фунгицидными (противогрибковыми) свойствами. Если краска биологически стойкая — это обязательно будет указано на этикетке.

 

Читаем этикетку и изучаем разные виды красок

Основные характеристики краски всегда указаны на банке — в виде пиктограмм с поясняющими надписями (реже — без надписей). Именно эти картинки дают возможность быстро определиться, какую краску выбрать для покраски той или иной поверхности.

Пиктограмм этих великое множество — если рассказывать про каждую, то придется писать отдельную статью. Поэтому разберу наиболее важные и часто встречающиеся.

Направление стрелок указывает, как используется краска — для наружных или внутренних работ.

Иногда производитель помещает детализированные иконки, которые сообщают, что этот вид краски для стен, пола, крыши и т. д.

Также узкое предназначение краски будет вероятнее всего указано в описании.

Значок капли сообщает нам, какой растворитель используется для данного вида краски. H20 – вода, но может быть уайт-спирит, ацетон, олифа и т. д.

А вот такой значок отдельно подчеркивает, что кроме воды ничего другого в краску добавлять нельзя.

Расход краски, о котором мы поговорим в следующем разделе, обычно указывают в виде диапазона значений. Что-то вроде 150-170 граммов на квадратный метр (иногда указывают в килограммах или в литрах). Иконки ниже позволяют этот диапазон визуализировать.

Картинка с зубцами обозначает шершавую поверхность с хорошей впитываемостью (= максимальный расход). Черный прямоугольник — ровная невпитывающая поверхность (= минимальный расход).

Значок плотности краски показывает, сколько килограммов весит 1 литр краски.

Погодные условия, подходящие для нанесения данного вида краски также обозначаются соответствующими пиктограммами. Если эти ограничения не соблюдать, то краска может в скором времени облупиться с поверхности.

Время для высыхания «на отлип». То есть, когда к краске перестает прилипать пыль.

Время, которое необходимо выждать для нанесения второго слоя краски.

Расход краски и укрывистость

Эти два параметра косвенно связаны между собой. Из-за этого часто возникает путаница и даже появляется пространство для манипуляций.

Укрывистость — это способность краски перекрывать текущий цвет поверхности (которая, возможно, и до этого уже была окрашена в какой-то яркий цвет). Какие-то краски достаточно нанести в один слой, а другими для достижения нужного эффекта потребуется красить в 2-3 слоя. Это, скажем так, определение укрывистости на бытовом уровне.

Но вообще укрывистость — объективный параметр, его определяют в лаборатории согласно международному стандарту ISO 6504/1 или по аналогичному российскому ГОСТ 34824-2022. Для этого подложку с чередующимися черными и белыми полосами или квадратами покрывают краской до полного перекрытия (точнее — по стандарту перекрытие должно быть не менее 98%, в этом случае визуально «предыдущая» краска уже не заметна).

Укрывистость измеряют в литрах на метр квадратный (т. е. сколько литров краски потребовалось, чтобы закрасить 1 м2 подложки).

В то же время в РФ нет требования указывать укрывистость на банке с краской. Этот параметр указывают в техническом паспорте качества краски, который внимательно изучают только крупные подрядчики.

А на этикетках обычно пишут расход (который измеряется уже в граммах/килограммах на квадратный метр). Вообще, реальный расход очень сильно зависит от типа поверхности. На подготовленный гипсокартон уйдет куда меньше краски, чем, например, на пористый кирпич. Также перекрасить белую поверхность куда проще, чем черную — расход будет разным.

Поэтому цифры расхода, указанные на банке, следует воспринимать как некоторый ориентир, усредненное значение. Оно дает возможность рассчитать необходимое количество краски, а также сравнить краски разных производителей — при одинаковой цене расход может быть разным. То есть сравнивать нужно не цену банок, а общую стоимость всего объема краски, который необходим для окрашивания объекта.

 

Как выбрать краску под конкретную задачу

И наконец-то перехожу к главному и самому интересному — как правильно выбрать краску, которая прослужит долго, и при этом не переплатить.

Продавцы в магазинах любят рекомендовать нечто «брендовое» и дорогое — дескать, возьмите вот эту краску, сносу ей не будет. Совет, возможно, верный — да вот беда, деньги-то консультанты тратят не свои. И во многих случаях избыточная и ненужная перестраховка больно бьет по бюджету покупателя.

Вообще, большинство производителей красок работают в каком-то одном сегменте. Взять ту же «Тиккурилу» — ее в принципе не существует в недорогом варианте. Но мы на заводе «Мицар» сформировали ассортимент так, чтобы покрыть все потребности всех групп потребителей — ведь и недорогая краска может быть качественной. Ниже на примере нашей линейки я покажу, чем дорогие краски отличаются от дешевых.

Наш Питерский завод «Мицар» выпускает краски четырёх разных линеек. И каждая линейка заточена под конкретную задачу и конкретную ситуацию. Пойдем по порядку.

«Ленинградка» — самая простая, самая народная краска, сделанная еще по старому советскому ГОСТу. Стоимость — 75 руб. за килограмм. Дешевле, как говорится, только даром. Идеальный вариант, если нужно покрасить забор на даче, скамейку, да хоть тех же лебедей из покрышек возле подъезда.

Люди постарше помнят советские лаки и краски производства Ленинградского лакокрасочного завода. Эти материалы были дефицитом, их часто заказывали знакомым и родственникам из крупных городов — потому что точно знали, что краски эти качественные и прослужат много лет.

 

Палитра у «Ленинградки» предельно простая — красный, черный, синий, зеленый… никаких оттенков «тиффани» или «утренней росы». Зато цвета яркие, понятные, долговечные — не выгорают на солнце, не боятся ни южной жары, ни северной стужи. Такими красками в свое время был покрашен весь Советский Союз, без преувеличения.

В общем, совершенно нет смысла платить больше, если требуется решить какую-то простую утилитарную задачу — покрасить гараж, хозблок и т. п.

«Смоловар» — эти краски предлагаются с идеей «Сделано малярами — для маляров». Относительно недорогие ЛКМ, но уже профессионального качества.

Краски «Смоловар» быстро сохнут — до полного высыхания требуется 4 часа, вместо обычных суток. Очень важно, когда сроки поджимают или погода не дает полноценно работать.

Обладают высокой укрывистостью — с первого раза перекрывают самые сложные цвета, включая черный. А значит — меньше расход краски, и меньше времени уходит на производство работ.

Краски «Смоловар» очень любят коммунальные управляющие компании, председатели различных ТСЖ, подрядчики у бюджетных организаций. Причина проста — можно сделать большой объем работ в сжатые сроки и с минимальными финансовыми затратами. Причем и «краснеть за качество» не придется. Точнее, даже не придется переживать, что технадзор не примет работы — и тогда подрядчику не избежать неприятного разговора с заказчиком, а то и с представителями компетентных органов.

Промышленные краски «Мицар» — эта линейка называется так же, как и наш завод. Вообще линейка «Мицар» предназначена для работы в сложных условиях. Высокотехнологичные краски, результат научных изысканий — огнеупорные, для работы в условиях высокой влажности (сырые бетонные подвалы), для дорожной разметки (с повышенной стойкостью к истиранию).

«Мицар» использовали на строительстве «Газпром Арены», на атомных станциях, на судостроительных верфях — в т. ч. для окраски судов ниже ватерлинии.

При этом цена у промышленных красок «Мицар» совсем не заоблачная — на уровне обычных красок, которые можно купить в любом хозмаге. Ведь мы изначально разрабатывали эти краски не только под работу с крупными госзаказчиками, но и для бытового применения обычными гражданами.

Rezolux. Самая дорогая наша линейка с красками уровня финской «Тиккурилы». Причем не только по качеству, но даже и по палитре! У нас есть отдельная линейка красок, которые идентичны по оттенкам соответствующим краскам «Тиккурила».

История появления этой линейки связана, конечно, с завышенными ценами на финскую продукцию. Вообще, до 2022 года мы играли «каждый на своем поле». «Тиккурила» стоила в 2-3 раза дороже Rezolux – но у покупателя был выбор. В конце концов, есть люди обеспеченные, готовые переплатить за бренд ради собственного спокойствия. Ведь «Тиккурила» — это действительно мировой эталон, синоним слова «качество», если речь идет о красках.

А вот после введения санкций «Тиккурила» вроде бы и осталась на российском рынке, но как-то… частично. Постоянные перебои с поставками, сложная «санкционная» логистика, когда везут ее из Финляндии через Турцию или Казахстан, привели к тому, что разрыв в цене с питерским «Резолюксом» увеличился кратно. Теперь «Тиккурила» может стоить и в 10, и в 15 раз дороже — зачастую у поставщиков на складах только «штучные» остатки, а потому и цена соответствующая.

И вот тут-то даже те самые «обеспеченные» граждане, о которых я написал выше, поняли, что не настолько уж они и обеспеченные. А что же делать, если ремонт уже начат, а финской краски не хватило? На этот случай есть краска Rezolux Profi с полностью идентичной палитрой.

Подводя итог, хочу еще раз повторить ключевую мысль — не существует какой-то одной самой лучшей краски. Под каждую задачу — свой продукт, который даст возможность сделать качественно и при этом не переплатить на ровном месте. И мы, на питерском заводе «Мицар», гордимся тем, что даем потребителю возможность сделать оптимальный выбор.

 

Вместо заключения — частые вопросы о красках

Почему краску считают в килограммах?

У разных красок — разная плотность. Соответственно, 10-литровое ведро краски может весить от 12 до 16 килограммов. В этом случае вес краски (килограммы) более объективный показатель, чем объем (литры).

Обычно краски разделяют по типу поверхности — для дерева, для металла, для камня/бетона. Но есть и универсальные краски для всего на свете. Какие у них недостатки? Ведь универсальность обычно идет в ущерб другим характеристикам

По-настоящему универсальных красок, по большому счету, все же не бывает — как не бывает универсальной одежды, в которой будет одинаково комфортно и в +30 и в -40. Профессиональные маляры универсальных красок, как правило, не используют, а выбирают наиболее подходящую под конкретную задачу.

Но обычному человеку хочется прийти в магазин и купить «просто краску», не погружаясь глубоко в разные скучные детали. Спрос рождает предложение, и производители идут навстречу желанию покупателя. И тут есть два важных нюанса, на которые стоит обратить внимание.

    1. Подготовка поверхности. Если подробно прочитать инструкцию к якобы универсальной краске, то можно увидеть рекомендации по подготовке поверхности. Дерево готовим таким образом, металл другим, тут зашкуриваем, там грунтуем и т. д.

И что хочу сказать — при правильной подготовке поверхности практически любую краску можно считать универсальной. И универсальность в данном случае — не более чем маркетинговый ход. Ведь специальная подготовка поверхности — это тоже затраты времени и финансов. И если посчитать все в сумме, то профильная краска окажется дешевле и проще в нанесении.

  1. Цена. Условно универсальными я могу назвать эластичные «резиновые» краски на водной основе. Они великолепно выдерживают ветровые нагрузки на кровле, температурное расширение металла, оставляют дышащей окрашенную древесину, не растрескиваются на бетонных основаниях, обладают высокой атмосферо- и водостойкостью.

Но и стоят они дороже. То есть тут все зависит от конкретной задачи — есть ли смысл использовать более дорогую резиновую краску там, где отлично справится обычная алкидная эмаль?

Но в некоторых случаях, когда объем работ небольшой, покупателю действительно проще взять более дорогую «универсальную» краску, чем разбираться в деталях. Такой подход тоже имеет право на жизнь.

Замечу также, что среди профессиональных промышленных красок универсальные практически не встречаются. Профессионалы твердо знают: под каждую задачу — своя краска.

Когда нужна дорогая колеровка с применением специального оборудования?

Человеческий глаз способен различать десятки тысяч цветовых оттенков. И в общем-то все эти оттенки можно получить колеровкой — т. е. добавлением определенного количества пигмента в базовую чисто белую краску.

Естественно, заранее выпускать сотни и тысячи готовых красок производитель не может — на них просто не будет спроса. Поэтому ассортимент готовых красок ограничивается наиболее ходовыми цветами.

А любой иной оттенок можно получить путем колеровки. Проблема в том, что при добавлении красящего пигмента вручную (даже с точнейшим соблюдением всех пропорций) практически невозможно получить две идентичных краски. Хоть чуть-чуть, но они будут отличаться — и на окрашенной стене это отличие будет очень хорошо заметно.

А ведь заранее посчитать точный объем краски очень сложно, обычно ее докупают по факту. И вот чтобы вторая порция краски ничем не отличалась от первой, применяется специальное точно калиброванное оборудование.

Что такое молотковая краска?

Особый вид эмали с улучшенными антикоррозийными свойствами и очень интересным визуальным эффектом в виде сетки небольших неровностей, «кратеров». Создается ощущение, что по изделию «прошлись молотком», отсюда и название краски. Используют молотковую краску чаще всего при работе с металлом.

Какая краска лучше — алкидная или акриловая?

Прежде всего рассмотрим, в чем разница алкидных и акриловых красок. Как я уже говорил выше, в основе алкидных красок лежит синтетический лак. В основе акриловой краски — водная акриловая дисперсия. Разница в составах определяет свойства и способы эксплуатации красок.

Алкидные краски имеют выраженный неприятный запах. Акриловые, благодаря водной основе, не пахнут. Тем не менее оба вида красок могут применяться как внутри, так и снаружи помещения.

Немаловажен и фактор цены — алкидные эмали в 1.5-2 раза дешевле акриловых.

В целом скажу, что однозначного ответа на вопрос, краска на какой основе лучше, не существует. Все определяется условиями будущей эксплуатации окрашенной поверхности.

Чем отличается алкидная краска от масляной?

Алкидные краски — более современный материал. Быстрее сохнут, дольше служат, отличаются большим разнообразием цветов.

Масляные краски дешевле, и с некоторой натяжкой их можно назвать более экологичными — ведь в их основе натуральные растительные масла. Другое дело, что запах от масляной краски все равно достаточно резкий и неприятный, поэтому «натуральность» в данном случае большого значения не имеет.

Чем дешевая краска отличается от дорогой?

Бытует мнение, что все краски плюс-минус одинаковые, а цена отличается в основном из-за маркетинговой политики производителя. Такое действительно имеет место — у известных брендов расходы на рекламу составляют до 40% в стоимости краски.

Но в целом качество краски складывается из трех параметров:

  • сырье от надежных стабильных поставщиков (чтобы качество не плавало от партии к партии);
  • точное соблюдение всех технологических процессов (а это увеличивает срок производства и повышает себестоимость);
  • многоуровневый контроль качества на всех этапах производства в собственной лаборатории.

Многие краски (либо сырье для них) к нам сейчас везут из Китая. И тут нужно отметить, что китайские фабрики не знают слова «нет» — и готовы выполнить любой заказ покупателя. Если стоит задача максимально удешевить продукт — то китайские партнеры безусловно решат эту проблему. Вот только иногда при снижении стоимости на 10% качество итогового продукта ухудшается в разы.

В общем и целом визуально отличить качественную краску от некачественной, к сожалению, невозможно. Разница станет заметна только через несколько месяцев реальной эксплуатации краски.

Общий вывод, который хочу сделать, — доверять стоит проверенным производителям, которые уже много лет на рынке. Но при этом вовсе не обязательно платить двойную-тройную цену только за известность бренда. А лучше всего, если производитель — как завод «Мицар» — дает покупателю возможность самому выбрать оптимальную краску под конкретную задачу.

Понравилась статья?
Сохраните, чтобы не потерять!

Оцените:
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
4.6

Добавить комментарий