СССР был амбициозным государством, мечтавшим, а нередко — и оказывающимся «впереди планеты всей». Ученые и специалисты, которые высоко ценились на территории Союза, постоянно разрабатывали и создавали интересные проекты, которые по праву можно назвать грандиозными. Далеко не каждая страна имела возможности для их реализации. Но в СССР сложные проекты ценили, ведь они помогали поддерживать имидж передовой страны. Немало таких проектов было создано и в области архитектуры и строительства. Увы, не все они смогли увидеть свет. Для вас — 9 проектов, которые планировались, но не были окончательно реализованы в СССР.
№ 1 — Поворот рек в Сибири
На самом деле, вопреки мнению многих, никто по-настоящему реки поворачивать вспять не собирался. Проект предполагал «перенос» двух рек (Оби и Иртыша), расположенных на сибирской территории, в районы, имеющие засушливый климат. Это позволило бы оказать большую помощь сельскому хозяйству. В разработке этой идеи принимали участие около 160 организаций СССР на протяжении 20 лет. Проект был признан самым грандиозным в ХХ веке среди многих других.
Для реализации сначала планировалось построить канал длиной 2,5 км, глубиной 15 м и 300 м шириной. Это первый этап. На втором этапе собирались менять течение Иртыша в обратную сторону, на 180 градусов. Это планировалось сделать за счет насосных установок, водохранилищ и гидроузлов.
Но здравый смысл восторжествовал: академики СССР, понимавшие, чем грозит природе реализация этого проекта, умудрились убедить власть страны отказаться от идеи повернуть реки вспять.
№ 2 — Главный Туркменский канал
Еще один проект, который позволил бы спасти засушливые районы, но в Туркмении. Его реализация дала бы возможность увеличить площади посевов хлопка, а также организовать судоходство между Амударьей и Волгой. Длина запланированного канала — 1,2 км, глубина — 7 м, ширина — 100 м. Заодно создали бы и ирригационные каналы (около 10 тысяч км протяженностью в целом), 2000 единиц водоемов и сразу три ГЭС. Примерно 25% стока Амударьи хотели провести по высохшему руслу бывшей реки Узбоя.
Стройка началась в 1950 году. В ней участвовали и местные жители, и заключенные. Количество строителей в 1953 году достигло почти 7300 рабочих и 10 тысяч заключенных. Количество работающей на проекте техники измерялось тысячами единиц: например, самосвалов было около 5000. Огромное количество грузов, необходимых для реализации Туркменского канала, направлялось сюда со всего СССР.
К сожалению, строительство канала было остановлено после смерти Сталина. Инициатор прекращения работ — Берия. Затем определенные расчеты показали, что проект нерентабельный, и его вовсе закрыли. На момент полного окончания работ на строительство Туркменского канала уже было потрачено более 21 млрд рублей, в переводе на современные рубли — 2,73 трлн.
№ 3 — База «Звезда» на Луне
Именно советский человек первым отправился в космос, потому не удивительно, что ряд грандиозных проектов советских ученых и архитекторов планировалось не ограничивать масштабами Земли, а реализовать на других планетах и космических спутниках. Первая советская космическая база «Звезда» должна была появиться прямо на поверхности Луны.
Это был бы беспилотный модуль, питаемый ядерным реактором. Внутри как в небольшом городке находились бы автоматизированные исследовательские аппараты. Они бы помогли детально изучить поверхность спутника Земли. А затем планировалось создать и жилые зоны прямо внутри главного беспилотного модуля. Постепенно, передвигаясь по поверхности Луны, удалось бы узнать все тайны спутника.
От реализации идеи отказались: слишком дорого. Проект требовал огромную сумму в размере 50 млрд рублей. Во время его разработки шла «холодная» война, и государство не могло быть настолько расточительным в тот период времени.
№ 4 — Дворец Советов
Проект был разработан в 30-е годы ХХ века, но до сих пор впечатляет своей грандиозностью. Дворец Советов обладает интересным внешним видом, но лишь на сохранившихся документах. Высота этого здания должна была составить 420 метров — 100 этажей. По планам Дворец должен был стать самым высоким в мире.
Интересно, что Дворец Советов даже начинали строить в 1937 году. Увы, проект так и не был реализован до конца. В 1941 году, в сентябре, стройка была остановлена из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Все строительные материалы для Дворца отправились на военные цели. После окончания ВОВ к дальнейшим работам было решено не возвращаться: слишком много ресурсов нужно было потратить на восстановление страны, и было не до недостроенных Дворцов.
№ 5 — Трансполярная магистраль
Еще один масштабный географический проект, который инициировал сам Сталин. По задумке при помощи этой магистрали можно было бы соединить Чукотку, побережье Охотского моря с Архангельском и Мурманском. Над проектом работала крупная организация ГУЛАГ с 1947 по 1953 годы. Сроки снова были кратчайшими, что плохо сказывалось на качестве работы по прокладке железной дороги. Работало тут около 80 тысяч человек.
Постепенно строительство этой магистрали признали убыточным, а проект свернули, так и не закончив его. Стоимость того, что уже реализовали, оценивалась в 1,8 млрд рублей того времени.
№ 6 — Терра-3
В советское время много думали и о безопасности страны. В 60-е годы планировалось построить «Терра-3» — стрельбово-лазерный комплекс. Это проект системы противокосмической и противоракетной обороны, который имел бы поражающий элемент на лучевой основе.
Работы по строительству «Терра-3» велись с 60-х на Балхашском полигоне. Но в 70-е ученые выяснили, что мощности имеющихся лазеров просто не хватит, чтобы сбивать ракеты, и реализация проекта сошла на нет. Успели смонтировать систему наведения. Полностью все работы были прекращены после распада Союза, а в конце 90-х часть объектов была уничтожена. То, что осталось, перешло на баланс органов туризма, частично было разворовано, а руины посещают туристы.
№ 7 — Башня Никитина — Травуша
Идею проекта придумали инженеры Никитин и Травуш в 60-е годы прошлого столетия. Башня представляла собой небоскреб, который стал бы самым высоким в мире: 4 км. Строение было бы жилым, и в нем смогли бы проживать 500 тысяч человек. В башне планировалось сделать 4 секции, каждая длиной в 1 км и диаметром 800 м в основании. Интересно, что возводить его собирались в Японии.
Проект активно разрабатывался до 1969 года, но затем его остановили из-за требования снизить высоту до 600 м. А после и вовсе передумали строить Никитинскую башню. Кстати, Никитин также сконструировал Останкинскую башню.
№ 8 — Сахалинский тоннель
Этот тоннель протяженностью 10 км начали строить в начале 50-х и планировали закончить работы в 1953 году, а в 1955 уже ввести в эксплуатацию. То есть в планах было завершить строительство тоннеля в очень сжатые сроки. В работах принимали участие около 27000 человек (заключенные и рабочие). Тоннель представлял собой переход от мыса Лазарева до мыса Погиби. Он бы позволил также соединить Транссибирскую магистраль с Японией. На мысе Лазарева успели прорыть ствол шахты и создать недалеко от берега небольшой искусственный остров. Строительство было прекращено из-за смерти Сталина.
В 2018 году, кстати, рассматривали возведение аналога Сахалинского тоннеля — моста. Но окончательное решение в то время принято не было. Через год было все же решено построить мост между островом и материком.
№ 9 — Мост через Керченский пролив
Еще один проект, который не был полноценно реализован. Переправа через Керченский пролив была задумана еще при царе, Николае II. Но воплотить идею собирались уже в Советском Союзе. Удивительно, но изначально вел стройку Гитлер: по его инициативе и появилась первая переправа через пролив во время оккупации земель Крыма.
Когда эти территории были освобождены, Сталин решил построить мост длиной 4,5 км через пролив. Однако конструкция прожила всего год: ее повредил лед, пришедший из Азовского моря. Также выявилась масса ошибок в проектировании. Остатки моста разобрали, а стройку в то время так и не возобновили снова, хотя варианты переправы прорабатывались.
Сейчас существует Крымский мост, также называемый Керченским. Это транспортный переход через пролив, состоящий из автомобильного и железнодорожного мостов. Протяженность — 19 км. Это самый длинный мост из всех, когда-либо возведенных Россией. Таким образом идея все-таки была воплощена, но уже не в СССР.