Большая часть регионов нашей страны славится своими снежными зимами. Но это вполне обыденное природное явление достаточно часто приносит немалые неприятности владельцам частных домов. Снежные сугробы, собирающиеся на кровле за определенный период, только лишь кажутся легкими и пушистыми. Однако, это обманчивое впечатление, так как они состоят из многочисленных слоев, что делает общий покров плотным и очень даже массивным.
Скопившиеся на крыше пласты могут представлять вполне реальную опасность, особенно в весенний период, когда начинаются оттепели, и верхние слои набухают влагой, тяжелеют, а нижние — превращаются в лед. С металлической кровли подтаявшая снизу снежно-ледяная масса может легко сойти вниз, не только повреждая систему водостоков, нанося ущерб хозяйственным постройкам, но и грозя серьезными травмами для людей или животных. Установка снегозадержателей на крыше из металлочерепицы позволит избежать многих этих неприятных моментов, повысит безопасность эксплуатации крыши, увеличит долговечность кровли, да и здания в целом.
Зачем нужна снегозадерживающая система на крыше?
Климатические особенности многих российских регионов таковы, что в зимний период обилие снежных осадков нередко достигает весьма впечатляющих показателей. Понятно, что избежать образования снежных шапок даже на идеально гладкой кровле — не получится, если, конечно, уклон скатов не сделан слишком крутым (более 60 градусов).
Выпавший в безветренную погоду снег аккуратно ложится на кровельное покрытие, а днем, под воздействием прямых солнечных лучей и повышения температуры, начинает подтаивать. К вечеру же на нем образуется ледяная рельефная корка, так как температура понижается. Такая поверхность становится весьма благоприятной для закрепления последующих снежных слоев.
Толщина снежного пласта за зимний период может вырасти до весьма значительных величин. Но удерживаться бесконечно такая масса на крыше даже с небольшим уклоном — не может. И, достигнув определенного критического состояния, сползает со ската, часто — очень резко, лавинообразно, при этом нередко увлекая за собой и кровельный материал.
Такая ситуация может закончиться трагически для человека или животного, случайно оказавшегося в этот момент под карнизом крыши или в непосредственной близости от него. И даже в лучшем случае, если не рассматривать все в столь уж мрачных тонах, сход подобной снежной «лавины» способен принести значительный ущерб хозяйству — вызвать необходимость срочного ремонта кровельного покрытия или серьезно повредить дворовые постройки.
Для того чтобы свести к минимуму вероятность возникновения подобных ситуаций и были разработаны специальные снегозадерживающие системы различных конструкций. Эти нехитрые, в принципе, приспособления призваны надежно удерживать скопившиеся большие массы снега на кровле, не давая им резко сойти вниз. При наступлении потепления, когда снег начинает активно таять, талая вода, по рельефу металлочерепицы, постепенно будет стекать в водосточный желоб и отводиться в ливневую канализацию.
Кроме того, чтобы избежать образования сосулек и наледи между карнизным свесом и водосточным жёлобом, некоторые рачительные хозяева обустраивают еще и подогрев края кровли, а также непосредственно самого желоба. Эта система включается в зимний период, по мере необходимости. Но о ней — особый разговор, требующий отдельной публикации.
Установка снегозадерживающих элементов осуществляется в определенных областях кровли — по краю крыши, сверху мансардных окон, над трубами вентиляции и дымохода. Это необходимо, чтобы ледяные и снежные массы не повредили эти конструкции при сползании вниз.
Цены на снегозадержатели
Еще до недавнего времени на крышах российских частных домов практически не устанавливались системы сдерживания снега. Поэтому традиционным занятием было несколько раз за зиму очищать кровлю вручную с помощью лопат. Необходимо сказать, что эта задача не из легких, а кроме того, работа по очистке крыши — небезопасна.
Сегодня же установка снегозадержателей предусматривается строительными стандартами и нормами. Кстати, интересен даже тот факт, что в европейских странах с суровыми и снежными зимами (Скандинавия), дом, на крыше которого не установлены системы сдерживания снега, не может быть застрахован, так как здание считается недостроенным и не соответствующим нормам безопасности.
Элементы системы сдерживания снежных масс могут быть рассчитаны на разную нагрузку, которая может варьироваться от 80 до 300 кг на метр. Системы, рассчитанные на более высокую нагрузку, вполне могут стать хорошей опорой, используемой в комплексе с кровельной лестницей и мостками, при проведении профилактических и ремонтных операций. Таким образом, они становятся составляющей общей системы безопасности проведения работ на крыше.
Разновидности кровельных систем снегозадержания
Снегозадерживающие системы можно разделить на две категории — это по выполняемым ими функциям и по конструкции, от которой зависит и их внешний вид. Необходимо отметить, что эстетичная форма снегозадержателей способна даже придать аккуратность и эстетичность крыше. Поэтому, выбирая из ассортимента предлагаемых в продаже систем, на дизайнерское решение, в котором они выполнены, тоже вполне можно обратить внимание.
Функциональные предназначения снегозадерживающих систем
В связи с тем, что сегодня производители предлагают различные варианты изделий, рассчитанных на выполнение определенных функций, необходимо обозначить, чем они отличаются между собой. Итак, в специализированных магазинах можно найти следующие системы:
- Конструкции, частично задерживающие снежные массы. В весенний период снег сползает с верхних областей крыши и упирается в своеобразный барьер, а затем постепенно тает, что позволяет влаге частично испариться, а частично уйти в ливневую или дренажную канализацию. То есть водостоки не бывают загружены большими потоками воды, а пласт снега не имеет возможности в полном объеме упасть с крыши.
- Барьеры для полного задерживания снега на определенных участках крыши, то есть они полностью перекрывают дорогу снегу в определенном месте. Когда же он начинает таять, вода проходит под установленным барьерным элементом или обтекает его с обеих сторон. Это позволяет направить водяные потоки в необходимом направлении, обезопасив определенные участки крыши, например, дымоходные и вентиляционные трубы, мансардные окна и другие элементы.
- Третий вариант — это системы, которые способны сдерживать только большие массы снега, так как при их установке, между их элементами и поверхностью крыши, предусмотрены достаточно большие зазоры. Такие системы необходимы для крыш, покрытых битумной мягкой черепицей, имеющей шероховатую поверхность, благодаря чему, на ней хорошо задерживается снег. Кроме битумного покрытия, такие системы с успехом также используются на кровлях, покрытых металлочерепицей.
Какой из вариантов выбрать — зависит от нескольких факторов, к которым можно отнести среднестатистические данные о толщине снежного покрова в зимний период в конкретном регионе, угол уклона крыши, гладкость или шершавость покрытия, а также его рельеф. Например, если снега зимой много, и толщина его слоя на крыше может доходить до 500?1000 мм, то необходимо устанавливать последнюю из перечисленных разновидность системы, так как небольшие массы снега и талые воды должны свободно покидать крышу.
В регионах, где снежная нагрузка не настолько велика, могут быть установлены снегозадержатели, частично сдерживающие снег, то есть первый вариант из указанных.
Цены на металлочерепицу
Конструкция и форма снегозадержателей
Интересно, что сама система удерживания на крыше выпавших снежных масс — отнюдь не нова. Люди уже довольно давно научились противодействовать возможному неконтролируемому сходу снега и льда со скатов кровли. Так, в некоторых странах Северной Европы в качестве снегозадержателей использовались бревна небольшого диаметра, которые привязывали к коньку крыши и спускали на веревках до необходимого уровня ската, ближе к карнизному свесу.
Сегодня же производителями разработано несколько видов систем, имеющих разную форму и конструкцию. Поэтому из них вполне можно выбрать вариант, который в максимальной степени подойдет для определенного рельефа кровельного покрытия.
Необходимо сказать, что для некоторых плоских кровельных материалов, таких, как битумная черепица или фальцевое металлическое покрытие, подходят практически любые снегозадерживающие конструкции. Но для металлочерепицы и некоторых других кровельных материалов, обладающих выражено высоким рельефом, необходимо подбирать определенную модель систем.
При выборе обязательно принимается в расчет и то, что снегозадерживающие элементы должны быть зафиксированы на кровле жестко. А значит, их необходимо расположить в тех местах, где кровельное покрытие имеет надежный упор на доски или бруски обрешетки, так как тонкий металл покрытия не способен выдержать большие нагрузки.
Еще один важный момент — все металлические снегозадержатели обязательно должны иметь защитное полимерное покрытие. Иначе век их будет недолог – за пару лет их попросту «сожрет» коррозия.
- Пластинчатые снегозадержатели — это отличный выбор для кровель, покрытых металлочерепицей, так как они имеют небольшой вес, а конструкция способна равномерно распределить снеговую нагрузку. Чаще всего такие системы используют на крышах, угол скатов которых составляет не более 30 градусов. Пластинчатые снегозадерживающие элементы представляют собой цельные или перфорированные пластины, которые закрепляются на крыше с помощью специальных кронштейнов, прикручиваемых к системе обрешетки кровельными саморезами.
- Уголковые снегозадержатели — это самый простой и доступный вариант. Они представляют собой металлическую полосу, согнутую в виде уголка определенного размера. Верхняя, повернутая к коньку грань элемента, при ее закреплении устанавливается под прямым углом к поверхности кровли, что препятствует свободному сходу снежных масс, надежно сдерживая их на крыше.
Такие системы тоже часто используются на кровлях, покрытых металлочерепицей. Они не обладают высокой прочностью и не рассчитаны на высокую точечную нагрузку. Поэтому не могут быть, например, опорой для мастера в период проведения ремонтных или профилактических работ.
Закрепляются уголковые снегозадержатели по гребням волн рельефа кровельного покрытия. Фиксация систем производится с помощью тех же кровельных саморезов.
- Решетчатые или сетчатые снегозадержатели представляют собой обычную решетку. Она может быть сделана из целого металлического листа, в котором вырезаются отверстия различных конфигураций, или же сварена из металлической полосы, круглых или профильных труб. Конструкция также не отличается особой сложностью, поэтому такие снегозадержатели достаточно популярны. Кроме того, они весьма неплохо смотрятся на крышах современных частных домов.
Для фиксации решетчатых снегозадерживающих систем применяют специальные опоры, которые устанавливаются в области карнизного свеса кровли. Но нередко этот снегоудерживающий барьер поднимается выше — на одну или две линии рельефа металлочерепицы. Решетка отлично разрежает большие массы снега при их скольжении по скату крыши, и задерживает наледь до ее таяния.
Решетки, при их установке на крышу, могут образовывать разный по высоте зазор между их нижней планкой и кровельным покрытием. Поэтому, приобретая системы такого типа, необходимо уточнить этот параметр.
- Точечные уголковые снегозадержатели — это единичные элементы, которые устанавливаются на кровле в несколько рядов, обычно в шахматном порядке. В отличие от других снегозадерживающих систем, точечные элементы, как правило, устанавливаются в процессе монтажа кровли. Их закрепляют на обрешетке стропильной системы, фиксируя в углубление волны кровельного материала после его закрепления.
Кстати, такие нехитрые приспособления бывают весьма эффективны. При их правильной расстановке, снег на крыше распределяется равномерно. Другое дело, что при слишком больших наносах они могут и не до конца справиться со своей задачей.
Кроме того, у таких точечных барьеров имеются особенности установки – их удлиненные кронштейны заводятся под штучный кровельный материал. Так что для металлочерепицы подобный вариант — вряд ли возможен.
- Снегозадержатели—«подковы». Не столь давно в специализированных магазинах появились системы, которые также можно отнести к точечным. Их называют «подковами» из-за характерной формы. Эти металлические детали изготавливаются специально для определенных профилей металлочерепицы, то есть подходят к такому кровельному покрытию как нельзя лучше.
Снегозадержатели—«подковы» имеют изогнутую форму, продуманный под конкретный профиль размер. А по бокам на них предусмотрены монтажные площадки с отверстиями для закрепления их на кровле к направляющим обрешетки.
- Трубчатые снегозадерживающие системы также пользуются очень широкой популярностью. Их устанавливают на разные кровельные покрытия. Конструкция проста и понятна, поэтому монтировать систему обычно бывает не особо сложно.
Эти снегозадержатели состоят из кронштейнов и металлических труб, имеющих диаметр обычно от 15 до 30 мм. Кронштейны закрепляются на плоскости ската штатными кровельными саморезами с определенным шагом, по линии фиксации листов к обрешетке.
Труб в этой конструкции защитных систем может быть от двух до четырех. Они работают по тому же принципу, что и решетчатые, то есть разрезают сползающие по скату пласты снега, не давая им свалиться вниз всей массой. Иногда трубчатые снегозадержатели устанавливаются в несколько рядов — это необходимо в том случае, если крыша имеет достаточно большую площадь, а дом находится в регионе с очень снежными зимами. Об этом будет рассказано чуть ниже.
Все разновидности снегозадерживающих систем производятся в различном цветовом оформлении внешнего защитного полимерного покрытия. Поэтому их можно подобрать под любой цвет кровельного материала (по шкале RAL).
Расчеты, необходимые для выбора снегозадерживающих систем
Выбор вида конструкции будет также зависеть от прочности стропильной системы крыши. Понятно, что если установить полностью сдерживающие снег элементы, то кровля должна спокойно выдерживать нагрузку от собирающегося на ней наносов. Но это всегда предусматривается еще при проектировании крыши – в прочность элементов стропильной системы закладывается необходимый эксплуатационный запас.
Цены на керамическую черепицу
Кровля-то должна выдержать, если она спроектирована по всем правилам. Но вектор приложения нагрузки, вызванный массами снега, раскладывается на две составляющих – перпендикулярно скатам и вдоль них, по линии скатов. И эта продольная нагрузка может быть весьма немалой, способной срезать или своротить крепления снегоудерживающих элементов.
Это все говорится для того, чтобы перед тем, как остановить свой выбор на определенном варианте снегозадержателей, произвести предварительные расчеты и составить проект монтажа этих элементов на скаты кровли, учитывая различные моменты. От того, насколько правильно будут зафиксированы снегозадерживающие приспособления, зависит их функциональность, безопасность и длительность эксплуатации. В расчет принимается немало факторов:
- Уклон ската кровли. Этот параметр напрямую влияет на величину вектора силы, направленного вдоль ската. Так, если угол ската превышает 15 градусов, то на снегозадержатели будет выпадать весьма высокая нагрузка. И она, до определенного предела, стремительно растет с повышением уклона! Поэтому в таком случае рекомендовано использовать трубчатые или решетчатые системы.
Не знаете точно, под каким углом расположены скаты кровли?
Это несложно вычислить математически, применив известные тригонометрические формулы. Промерить линейные размеры крыши сможет, наверное, каждый, а затем полученные значения — просто подставить в специальный калькулятор взаимозависимости высоты кровли и угла ее крутизны.
- Особенности кровельного покрытия, в данном случае, металлочерепицы. Для всех типов металлочерепицы, кроме «Монтеррей», подходят универсальные крепления снегозадержателей. Для «Монтеррей», в силу особенностей профиля, выпускаются специальные, которые позволяют обойтись без дополнительного усиления обрешетки, которого не избежать при установке на него универсальных систем.
- Климатические условия региона — имеется в виду среднестатистический уровень толщины снежного покрова, характерный для региона проживания. Об этом будет сказано чуть ниже.
- Количество рядов снегозадерживающих элементов определяется на основании проведённых расчетов, к которым мы сейчас и перейдем.
Рассчитывая снегозадерживающую систему, очень важно добиться равномерной нагрузки на металлочерепицу, а также на конструкцию стропильной системы. Важно помнить, что нельзя закреплять кронштейны непосредственно на карнизных свесах крыши. Они должны находиться на жестком основании, иначе свесы могут не выдержать снеговую нагрузку.
Итак, как провести расчет.
Следует правильно представлять, что наиболее уязвимым элементом системы удерживания снега являются кронштейны с крепежными элементами. Понятно, что вероятность того, что снег своей массой разорвёт трубу или решетку, не особо высока – скорее, он выворотит крепление или согнет кронштейн.
Каждый кронштейн, выпускаемый для подобных систем, имеет свои показатели прочности. Так, например, стандартный держатель № 76b для двухтрубного снегозадержателя, способен выдерживать нагрузку в 300 кг. А вот более «легкий» вариант крепления, кронштейн № 62, рассчитан на предельную нагрузку всего в 110 кг. Значит, это обязательно необходимо учесть при выборе системы и при планировании ее установки на крыше. Вполне вероятно, что один ряд барьеров не сможет удержать характерное для вашего региона количество снега. Значит, придётся устанавливать снегозадержатели в два (а иногда и больше) ряда, равномерно распределяя их по длине ската.
Как просчитать нагрузку, выпадающую на систему снегозадержания?
Для этого можно воспользоваться следующей формулой:
M= i x L x Ns x sin a,
М — нагрузка, вызываемая массой снежных наносов, по краю ската кроли, направленная вдоль кровельного покрытия.
i — коэффициент учитывающий силу трения о кровельное покрытие. Для металлочерепичных крыш не будет большой ошибкой этот коэффициент принять за 0,8.
L — длина ската от конька до линии установки снегозадержателей
Ns — значение снеговой нагрузки, установленное путем многолетних метеорологических наблюдений для конкретного региона.
sin a — синус угла крутизны ската кровли (a) — необходим для правильного расчета вектора приложения силы вдоль ската.
Откуда взять значение Ns? Его можно уточнить в местной метеорологической службе. Или же воспользоваться таблицей или картой зонирования территории России по уровню снеговой нагрузки. Образец такой карты приведён ниже:
Зоны по среднему значению снеговой нагрузки | Значение в кПа | Значение в кг/м? |
---|---|---|
I | 0.8 кПа | 80 кг/м? |
II | 1.2 кПа | 120 кг/м? |
III | 1.8 кПа | 180 кг/м? |
IV | 2.4 кПа | 240 кг/м? |
V | 3.2 кПа | 320 кг/м? |
VI | 4.0 кПа | 400 кг/м? |
VII | 4.8 кПа | 480 кг/м? |
Чтобы читателю было проще провести самостоятельный расчет, ниже размещен калькулятор, который выполнит вычисления буквально в несколько секунд.
Калькулятор расчета нагрузки снеговых наносов на систему снегозадержания
Диапазон углов крутизны кровли в калькуляторе ограничен 10 и 60 градусами. При слишком малых углах снег попросту не станет сползать с крыши, и нагрузка на систему, если ее и установить, будет минимальной. В системе, в принципе, и нет надобности. А на крутых скатах, свыше 60 градусов, снег и вовсе не задерживается. И установка каких-либо барьеров в таких условиях может принести больше вреда, нежели пользы.
Для чего необходимо полученное значение? Рассмотрим на примере.
Предположим, планируется установка системы снегозадержания для крыши дома в Костромской области (IV зона). Крутизна ската – 30 градусов. Длина ската от конька до карниза – 5 метров.
Расчет показывает, что снег в данных условиях способен вызвать нагрузку в 480 кг на метр.
Длина ската по линии карниза – 8 метров. То есть суммарное значение нагрузки составит 480 x 80 = 3840 кг.
Если устанавливать кронштейны, способные выдержать 300 кг, то их для установки в одну линию потребуется 3840 / 300 = 12,8 ? 13 штук. То есть, если найти шаг их установки: 8 метров / 12 = 0,667 м.
Такой шаг можно считать оптимальным. Не рекомендуется монтировать кронштейны с шагом свыше 1000, максимум 1100 мм, так как это может привести к прогибу труб снегозадержателей. Но и слишком малый шаг, менее 450 мм, тоже не подойдет, так как часто установленные крепёжные элементы будут значительно ослаблять конструкцию обрешетки. Так что лучше всего и оперировать в пределах 500?1000 мм.
Если же планируется установка кронштейнов с пределом нагрузки, скажем, в 110 кг, то их в одну линию потребуется: 3840 / 110 = 34,9 ? 35 шт. То есть шаг установки получается 0,228 м, что, безусловно, неприемлемо. Значит, выходом может стать установка снегозадержателей в две или даже в три линии. Этим самым уменьшается принимаемая в расчет «рабочая» длина ската по линии «конек – карниз», то есть она делится на два или даже более участков.
Таким образом, самостоятельный расчет помогает определиться и с количеством, и с типом, и с оптимальным шагом расстановки кронштейнов системы снегозадержания. Понятно, что для пущей надёжности количество опор можно и несколько увеличить, на 1?3 штуки, но только так, чтобы шаг их расстановки остался в упомянутом диапазоне.
Большинство производителей подобных систем сопровождает свои изделия удобными и понятными таблицами для конкретной модели, которые позволяют и вовсе не выполнять самостоятельных расчетов. Для примера, ниже размещена таблица для систем, выпускаемых компанией «Grand Line».
Пользоваться таблицей – несложно. В данном случае пример приведен для зоны III. Предлагаемый шаг установки кронштейнов – 600 или 900 мм (это обусловлено конструктивными особенностями комплекта). Зная угол уклона скатов кровли, находим пересечение соответствующей строки со столбцом зоны. В итоге видно, что при шаге установки 600 мм допустимая длина ската – 7,2 метра. При расстоянии между опорами в 900 мм – длина ската уменьшается до 5.2 м. Если имеющаяся длина ската в любом из вариантов превышает указанные границы, то это вынуждает устанавливать снегозадержатели в две (или больше) линии.
Подобные таблицы для различных моделей снегозадержателей известных брендов вполне можно заранее подыскать в интернете.
Монтаж снегозадержателей различных типов
Чтобы окончательно определиться с выбором снегозадерживающих систем, необходимо знать не только конструктивные особенности и технические характеристики, но и то, как производится их монтаж.
Инструменты для работы
Какой бы тип систем ни был выбран, для монтажных работ потребуются определенные инструменты, к которым относятся:
- Ножовка по металлу или электрический лобзик. Нельзя применять для резки изделий, покрытых слоем полимера, углошлифовальную машинку – «болгарку». Этот инструмент способен серьезно повредить — прожечь или оплавить защитное покрытие, что приведет к появлению и распространению очагов коррозии, что со временем снизит механическую прочность и долговечность металлической конструкции.
- Шуруповерт — этот инструмент есть практически в каждом частном доме. Он пригодится не только для закручивания болтов и шурупов, но и для просверливания отверстий.
- Сверло по металлу диаметром в 6 мм.
- Гаечные ключи на 8?13 мм, которые должны соответствовать размеру головки кровельных саморезов. Но удобнее, конечно, пользоваться торцевой шестигранной головкой для шуруповерта.
- Рулетка, шнур, маркер — для проведения замеров и выполнения разметки.
Цены на популярные модели шуруповертов
Подготовительные работы
Выбор и установку снегозадерживающих конструкций рекомендуется планировать на этапе составления проекта крыши. Так проще будет рассчитать нагрузку и определиться с выбором системы.
Процесс монтажа любого вида снегозадержателей — не особо сложен, и может быть выполнен самостоятельно. Только важно при этом четко соблюдать технику безопасности, продумать средства страховки, так как работы будут проходить на достаточно большой высоте.
Установка снегозадержателей требует предварительной разметки, которая производится согласно разработанному проекту.
- Первым шагом от края свеса с двух сторон ската вымеряется необходимое расстояние, например, в 500?600 мм. Рекомендуется, чтобы первая линия снегозадержателей находилась выше свеса, примерно над несущей стеной дома. Так будет значительно надежней – свес не проломится и не деформируется под тяжестью снега, а воде обеспечивается свободный сток в водосборные желоба.
- Затем, через отмеченные точки протягивается малярный шнур, который и определит линию установки снегозадерживающих элементов. Шнур натягивается, и с помощью него на кровельном материале отбивается линия. Если планируется установить защиту в несколько рядов, то их можно разметить сразу, или уже после монтажа нижнего яруса системы.
Далее, можно переходить к монтажным работам, которые будут достаточно просты, если разметка проведена максимально точно.
Установка трубчатых снегозадержателей
Трубчатые системы снегозадержания, предназначенные для монтажа на металлочерепицу, чаще всего реализуются в виде комплектов. В такой комплект входят сами трубы, крепежные кронштейны, саморезы кровельные, болты или муфты для сращивания труб, герметизирующие прокладки для крепежа, торцевые заглушки.
Все уважающие себя производители сопровождают свою продукцию понятной иллюстрированной инструкцией по проведению монтажа. Сверяя свои действия с ней, установку выполнить не составит особого труда.
- Как уже говорилось выше, монтажные работы по установке снегозадерживающих трубчатых систем начинаются с определения места установки их первого ряда.
В случае с металлочерепицей линия установки может проходить по рельефу второй или третьей «черепицы» от карнизного края кровли. Если говорить о конкретном расстоянии, то оно должно составлять от 500 до 1000 мм от края свеса, в зависимости от точных размеров конкретной модели кровельного покрытия.
Узнайте 2 варианта, как сделать строительные леса своими руками по инструкции, из нашей новой статьи на нашем портале.
Выбирая место установки трубчатых систем, необходимо знать, что они могут быть зафиксированы по всей длине ската, или же только в тех местах, где они особо необходимы (где возможность схода снега влечет за собой реальную угрозу). Однако, лучшим вариантом будет закрепление барьера по всей длине кровли, так как в этом случае нагрузка точно будет равномерной.
Кронштейны должны быть установлены по одной линии. Оптимальным будет тот же шаг, с каким установлены стропильные ноги, так как они станут надежной жесткой основой для крепления системы. Если же под кровельное покрытие настелена сплошная или достаточно частая обрешетка из качественной доски, то шаг кронштейнов может быть иным, более частым.
Кроме этого, первый кронштейн в ряду всегда устанавливается на расстоянии от фронтонного края крыши не менее, чем 300 мм.
Для того чтобы определить места отверстий закрепления кронштейнов, их прикладывают по нанесенной разметке. При этом они обычно располагаются так, чтобы их верхний торец кронштейна упирался в выступающую рельефную линию, имитирующую край черепицы (в выступ модуля).
- Далее, по отмеченным точкам кронштейны фиксируются на кровле кровельными саморезами. При этом на верхний саморез надевается герметизирующая прокладка толщиной в 7 мм, а на нижний две — в 14 и 7 мм. Такая разница в толщине прокладок позволит компенсировать перепад высоты, возникающий из-за рельефа металлочерепицы. Саморезы вкручиваются с помощью шуруповерта с шестигранной насадкой. Некоторые мастера, чтобы облегчить задачу, перед тем, как вкручивать крепежные элементы, предпочитают просверливать небольшие отверстия. Это дает определенные преференции, хотя и потребует большего времени. Так, отверстие получается ровным, аккуратным, что очень важно для плотного прилегания уплотнений и, соответственно,надежной герметизации узла крепления.
Крепежные элементы, как правило, идут в комплекте со снегозадержателями, по две (иногда – больше) штуки на один кронштейн. Не следует подменять штатный крепеж другими саморезами – прочность системы просчитана именно на собственные крепления.
При закручивании необходимо правильно выставить «трещотку» шуруповерта. Момент затяжки должен быть таким, чтобы кронштейны встали плотно и надежно, но при этом резиновая прокладка не выдавилась бы полностью из-под сопрягаемых деталей.
- Теперь, когда кронштейны надежно закреплены на скатах крыши, в них вставляются трубки. И от того, насколько правильно выставлены и закреплены подставки для них, будет зависеть сложность монтажа.
Трубки должны выходить за крайние кронштейны не менее, чем на 150?200 мм, и не более 300 мм.
- При необходимости наращивания труб, их стыкуют. Бывают разные варианты, но чаще всего для этой цели с одной стороны трубы предусмотрено сужение, выполняющее роль «шипа». А пазом послужит край трубы, имеющий общий размер.
1 — Кронштейн.
2 — Трубка снегозадержателя.
3 — Крепежные болты
Состыкованные трубы фиксируются между собой саморезами по металлу или штатными болтами, если для них предусмотрены сквозные отверстия.
- Торцевые отверстия труб закрываются с помощью герметизирующих заглушек, входящих в комплект. Некоторые мастера закрывают отверстия путем сплющивания концов труб. Варварский, конечно, метод, к которому не рекомендуется прибегать, так как можно легко повредить защитное покрытие изделий.
- В некоторых случаях уместно будет установить комплекс, в который входит и трубчатая конструкция барьера для снега, и высокое ограждение. Стойки ограждения фиксируются на кронштейнах, закрепленных на кровле, и также способны исполнять в определённой мере снегозадерживающую функцию.
Решетчатые снегозадерживающие системы монтируются аналогичным методом. То есть на кровле вначале устанавливаются специальные кронштейны, на которых затем закрепляются решетки.
Монтаж уголковых снегозадержателей
Первую линию уголковых снегозадержателей также размещают над несущей стеной, так как в этой области крыша имеет максимально высокую механическую прочность. Обычно через эту линию проходит граница второго или третьего модуля листа металлочерепицы.
- Первым шагом при монтаже уголковых конструкций производится разметка кровли.
- Следующим шагом по разметкам устанавливаются и закрепляются уголки — снегозадержатели. Сначала они фиксируются по верхней линии, то есть той, что обращена к коньку. Эта сторона уголковых элементов должна быть расположена под прямым углом к поверхности кровли. Край уголка обычно упирается в ступеньку модуля.
Крепление деталей осуществляется кровельными саморезами по металлу.
В связи с тем, что на верхнюю плоскость уголка будет приходиться основная нагрузка, его по верхней линии закрепляют саморезами длиной 70?80 мм, которые должны пройти сквозь доску или брус обрешетки. Достаточно часто, для большей надежности конструкции подобных снегозадержателей, в верхней их линии изнутри закрепляются уголки меньшего размера, но изготовленные из более устойчивого материала, то есть из стали большей толщины. Эти элементы так и называют — усилитель снегозадержателя. Его можно рассмотреть на выше представленной схеме.
Для фиксации нижней, наклонной части уголкового элемента чаще всего применяют более короткие саморезы. Тем более что эта сторона профиля обычно приходится на промежуток между направляющими обрешётки, (если, конечно, под металлочерепичное покрытие не обустроен сплошной настил, что, впрочем, совершенно не нужно).
Обрешётка под металлочерепицу – как сделать правильно?
Популярность металлочерепицы, благодаря умеренной цене, надежности и простоте монтажа этого покрытия, растет, и ее все чаще можно увидеть на крышах частных домов. Но свои положительные качества такая кровля покажет лишь в том случае, если была правильно установлена обрешетка под металлочерепицу. Подробнее о нюансах этого этапа кровельных работ – в специальной статье нашего портала.
Установка точечных снегозадержателей
Точечные снегозадержатели монтируются одновременно с покрытием крыши кровельным материалом, так как элементы системы фиксируются непосредственно к обрешетке саморезами.
Точечные (бугельные) детали конструкции не связаны между собой дополнительными элементами, поэтому очень важно равномерно распределить их по поверхности нижней или средней части ската крыши.
Необходимо отметить, что некоторые бугельные снегозадержатели имеют на своем верхнем конце крюк, которым они просто зацепляются за доски обрешетки, в этом случае, саморезы для их фиксации даже не потребуются.
Но с металлочерепицей, листы которой по линии ската обычно имеют значительную длину, подобные системы снегозадержания практически не применяются.
Характерные ошибки при монтаже снегозадержателей
Несколько слов необходимо сказать и об ошибках, часто допускаемых при монтажных работах. Такие погрешности или непродуманные упрощения приводят к весьма неприятным последствиям. Что вполне справедливо вызывает вопросы у многих владельцев частных домов.
Цены на профнастил
Почему не выдерживают и срываются кронштейны?
Причинами срыва кронштейнов могут быть следующие моменты:
- Неправильно произведенные расчеты.
- Некачественный монтаж системы.
- Из-за неправильного, непродуманного расположения линий барьеров снеговая нагрузка распределяется по скату неравномерно.
- Из соображений ложной экономии установлен всего один ряд снегозадержателей, при необходимости монтажа двух или даже трех линий защиты.
Необходимо отметить, что металлочерепица и профнастил нельзя отнести к особо прочным кровельным материалам. Поэтому рекомендуется в местах монтажа снегозадержателей добавлять к обрешетке дополнительные доски. Тонкий металл попросту не способен выдержать такие большие нагрузки, которые могут создавать скопившиеся снежные наносы.
Почему возникают протечки в местах крепления снегозащиты?
При монтаже снегозадержателей под крепления кронштейнов устанавливаются герметизирующие прокладки, которые со временем теряют свою эластичность. Естественно, это открывает возможности влаге попадать в негерметично закрытые отверстия.
Чтобы избежать подобных неприятностей, можно предусмотреть следующее:
- Дополнительно к прокладкам использовать влагостойкий и морозостойкий герметик.
- Установить снегозадержатели только одной линией, над несущей стеной (если это возможно).
- Соблюдать рекомендуемый момент затяжки крепежа, чтобы не пережать прокладки.
- Выбрать точечную (бугельную) систему снегозадержателей. Но с металлочерепицей, как мы видели, это не проходит.
Почему выходят из строя крепления?
Чаще всего крепления вылетают в тех случаях, когда трубка выпущена через крайние кронштейны на небольшое расстояние. В связи с этим высокая, но неравномерная, односторонняя нагрузка способна немного или даже значительно сдвинуть кронштейн, чего бывает вполне достаточно, чтобы трубка выскочила из отверстия, сорвав крепление. Поэтому при монтаже системы, необходимо проследить, чтобы трубки выступали за пределы крайних кронштейнов на 150?300 мм.
Почему снеговые массы прорывают снегозащиту?
Это явление возникает вследствие недостаточно хорошего крепления трубок или решеток к кронштейнам или же самих опорных элементов к кровельному покрытию. Поэтому, производя монтаж, необходимо с особой тщательностью следить, чтобы стыковка и фиксация труб или решеток с опорами или между собой была максимально надежной.
Почему снегозадерживающие системы не справляются со своими функциями?
Самой частой ошибкой при составлении проекта, а затем и монтажа снегозадержателей, является их слишком большая разреженность. В этом случае на каждый из элементов приходится повышенная нагрузка, что и приводит к тому, что кронштейны не выдерживают веса снеговых наносов. При этом в первую очередь повреждаются крайние опоры. Ну а из-за этого часто начинается «цепная реакция».
Важный момент — в первое время после установки снегозадержателей необходимо будет проводить проверку затяжки соединительных узлов каждые три — четыре месяца. В дальнейшем подобную ревизию можно будет производить раз в год.
Еще один немаловажный фактор, который необходимо знать, приобретая снегозадерживающие системы для металлочерепицы. Некоторые производители этого кровельного материала дают гарантию на свою продукцию только в том случае, если на кровлю будут установлены снегозадержатели, которые рекомендованы в инструкции по ее эксплуатации. Поэтом, приобретая как одни, так и другие изделия, стоит подробно ознакомиться с указанными в их технической документации рекомендациями производителя.
В завершение публикации – наглядна демонстрация процесса монтажа трубчатого снегозадержателя