Трехфазные асинхронные двигатели совершенно заслужено являются самыми массовыми в мире, благодаря тому, что они очень надежны, требуют минимального технического обслуживания, просты в изготовлении и не требуют при подключении каких-либо сложных и дорогостоящих устройств, если не требуется регулировка скорости вращения. Большинство станков в мире приводятся в действие именно трёхфазными асинхронными двигателями, они также приводят в действие насосы, электроприводы различных полезных и нужных механизмов.
Но как быть тем, кто в личном домовладении не имеет трехфазного электроснабжения, а в большинство случаев это именно так. Как быть, если хочется в домашней мастерской поставить стационарную циркулярную пилу, электрофуганок или токарный станок? Хочется порадовать читателей нашего портала, что выход из этого затруднительного положения есть, причем достаточно просто реализуемый. В этой статье мы намерены рассказать, как подключить трехфазный двигатель в сеть 220 В.
Принципы работы трехфазных асинхронных двигателей
Рассмотрим кратко принцип работы асинхронного двигателя в своих «родных» трехфазных сетях 380 В. Это очень поможет впоследствии адаптировать двигатель для работы в других, «не родных» условиях – однофазных сетях 220 В.
Устройство асинхронного двигателя
Большинство производимых в мире трехфазных двигателей – это асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором (АДКЗ), которые не имеют никакой электрической контактной связи статора и ротора. В этом их основное преимущество, так как щетки и коллекторы, – самое слабое место любого электродвигателя, они подвержены интенсивному износу, требуют технического обслуживания и периодической замены.
Рассмотрим устройство АДКЗ. Двигатель в разрезе показан на рисунке.
В литом корпусе (7) собран весь механизм электродвигателя, включающий две главные части – неподвижный статор и подвижный ротор. В статоре имеется сердечник (3), который набран из листов специальной электротехнической стали (сплава железа и кремния), которая обладает хорошими магнитными свойствами. Сердечник набран из листов по причине того, что в условиях переменного магнитного поля в проводниках могут возникнуть вихревые токи Фуко, которые в статоре нам абсолютно не нужны. Дополнительно каждый лист сердечника еще покрыт с обеих сторон специальным лаком, чтобы вообще свести на нет протекание токов. Нам от сердечника нужны только магнитные его свойства, а не свойства проводника электрического тока.
В пазах сердечника уложена обмотка (2), выполненная из медного эмалированного провода. Если быть точным, то обмоток в трехфазном асинхронном двигателе как минимум три – по одной на каждую фазу. Причем уложены это обмотки в пазы сердечника с определенным порядком – каждая расположена так, что находится под угловым расстоянием в 120° к другой. Концы обмоток выведены в клеммную коробку (на рисунке она расположена в нижней части двигателя).
Ротор помещен внутрь сердечника статора и свободно вращается на валу (1). Зазор между статором и ротором для повышения КПД стараются сделать минимальным – от полумиллиметра до 3 мм. Сердечник ротора (5) также набран из электротехнической стали и в нем тоже имеются пазы, но они предназначены не для обмотки из провода, а для короткозамкнутых проводников, которые расположены в пространстве так, что напоминают беличье колесо (4), за что и получили свое название.
Беличье колесо состоит из продольных проводников, которые связаны и механически, и электрически с торцевыми кольцами Обычно беличье колесо изготавливают путем заливки в пазы сердечника расплавленного алюминия, а заодно еще формуют монолитом и кольца, и крыльчатки вентиляторов (6). В АДКЗ большой мощности в качестве проводников клетки применяют медные стержни, сваренные с торцевыми медными кольцами.
Что такое трехфазный ток
Для того чтобы понять какие силы заставляют вращаться ротор АДКЗ, надо рассмотреть что такое трехфазная система электроснабжения, тогда все встанет на свои места. Мы все привыкли к обычной однофазной системе, когда в розетке есть только два или три контакта, один из которых фаза (L), второй рабочий ноль (N), а третий защитный ноль (PE). Среднеквадратичное фазное напряжение в однофазной системе (напряжение между фазой и нулем) равно 220 В. Напряжение (а при подключении нагрузки и ток) в однофазных сетях изменяются по синусоидальному закону.
Из приведенного графика амплитудно-временной характеристики видно, что амплитудное значение напряжения не 220 В, а 310 В. Чтобы у читателей не было никаких «непоняток» и сомнений, авторы считают своим долгом сообщить, что 220 В – это не амплитудное значение, а среднеквадратичное или действующее. Он равно U=Umax/?2=310/1,414?220 В. Для чего это делается? Только для удобства расчетов. За эталон принимают постоянное напряжение, по его способности произвести какую-то работу. Можно сказать, что синусоидальное напряжение с амплитудным значением в 310 В за определенный промежуток времени произведет такую же работу, которое бы сделало постоянное напряжение 220 В за тот же промежуток времени.
Надо сразу сказать, что практически вся генерируемая электрическая энергия в мире трехфазная. Просто с однофазной энергией проще управляться в быту, большинству потребителей электроэнергии достаточно и одной фазы для работы, да и однофазные проводки гораздо дешевле. Поэтому из трехфазной системы «выдергивается» один фазный и нулевой проводник и направляются к потребителям – квартирам или домам. Это хорошо видно в подъездных щитах, где видно, как с одной фазы провод идет в одну квартиру, с другой во вторую, с третьей в третью. Это так же хорошо видно на столбах, от которых линии идут к частным домовладениям.
Трехфазное напряжение, в отличие от однофазного, имеет не один фазный провод, а три: фаза A, фаза B и фаза C. Фазы еще могут обозначать L1, L2, L3. Кроме фазных проводов, естественно, присутствует еще общий для всех фаз рабочий ноль (N) и защитный ноль (PE). Рассмотрим амплитудно-временную характеристику трехфазного напряжения.
Из графиков видно, что трехфазное напряжение – это совокупность трех однофазных, с амплитудой 310 В и среднеквадратичным значением фазного (между фазой и рабочим нулем) напряжения в 220 В, причем фазы смещены относительно друг друга с угловым расстоянием 2*p/3 или 120°. Разность потенциалов между двумя фазами называют линейным напряжением и оно равно 380 В, так как векторная сумма двух напряжений будет Uл=2*Uф*sin(60°)=2*220*?3/2=220*?3=220*1,73=380,6 В, где Uл – линейное напряжение между двумя фазами, а Uф – фазное напряжение между фазой и нулем.
Трехфазный ток легко генерировать передавать к месту назначения и в дальнейшем преобразовывать в любой нужный вид энергии. В том числе и в механическую энергию вращения АДКЗ.
Как работает трехфазный асинхронный двигатель
Если подать переменное трехфазное напряжение на обмотки статора, то через них начнут протекать токи. Они, в свою очередь, вызовут магнитные потоки, также изменяющиеся по синусоидальному закону и также сдвинутые по фазе на 2*p/3=120°. Учитывая, что обмотки статора расположены в пространстве на таком же угловом расстоянии – 120°, внутри сердечника статора образуется вращающееся магнитное поле.
Это постоянно изменяющееся поле пересекает «беличье колесо» ротора и вызывает в нем ЭДС (электродвижущую силу), которая также будет пропорциональна скорости изменения магнитного потока, что на математическом языке означает производную от магнитного потока по времени. Так как магнитный поток изменяется по синусоидальному закону, значит, ЭДС будет изменяться по закону косинуса, ведь (sinx)’=cosx. Из школьного курса математики известно, что косинус «опережает» синус на p/2=90°, то есть, когда косинус достигает максимума, синус его достигнет через p/2 — через четверть периода.
Под воздействием ЭДС в роторе, а, точнее, в беличьем колесе возникнут большие токи, учитывая, что проводники замкнуты накоротко и имеют низкое электрическое сопротивление. Эти токи образуют свое магнитное поле, которое распространяется по сердечнику ротора и начинает взаимодействовать с полем статора. Разноименные полюса, как известно, притягиваются, а одноименные отталкиваются друг от друга. Возникающие силы создают момент заставляющий ротор вращаться.
Магнитное поле статора вращается с определенной частотой, которая зависит от питающей сети и количества пар полюсов обмоток. Рассчитывается частота по следующей формуле:
n1=f1*60/p, где
- f1 – частота переменного тока.
- p – число пар полюсов обмоток статора.
С частотой переменного тока все понятно – она в наших сетях электроснабжения составляет 50 Гц. Число пар полюсов отражает, сколько пар полюсов имеется на обмотке или обмотках, принадлежащих одной фазе. Если к каждой фазе подключается одна обмотка, отстоящая на 120° от других, то число пар полюсов будет равно единице. Если одной к одной фазе подключаются две обмотки, тогда число пар полюсов будет равно двум и так далее. Соответственно и меняется угловое расстояние между обмотками. Например, при числе пар полюсов равным двум, в статоре размещается обмотка фазы A, которая занимает сектор не 120°, а 60°. Затем за ней следует обмотка фазы B, занимающая такой же сектор, а затем и фазы C. Далее чередование повторяется. При увеличении пар полюсов соответственно уменьшаются сектора обмоток. Такие меры позволяют уменьшить частоту вращения магнитного поля статора и соответственно ротора.
Приведем пример. Допустим, трехфазный двигатель имеет одну пару полюсов и подключен к трехфазной сети частотой 50 Гц. Тогда магнитное поле статора будет вращаться с частотой n1=50*60/1=3000 об/мин. Если увеличить количество пар полюсов – во столько же раз уменьшится частота вращения. Чтобы поднять обороты двигателя, надо увеличить частоту переменного тока, питающего обмотки. Чтобы изменить направление вращения ротора, надо поменять местами две фазы на обмотках
Следует отметить, что частота вращения ротора всегда отстает от частоты вращения магнитного поля статора, поэтому двигатель и называется асинхронным. Почему это происходит? Представим, что ротор вращается с той же скоростью, что и магнитное поле статора. Тогда беличье колесо не будет «пронизывать» переменное магнитное поле, а оно будет для ротора постоянным. Соответственно не будет наводиться ЭДС и перестанут протекать токи, не будет взаимодействия магнитных потоков и исчезнет момент, приводящий ротор в движение. Именно поэтому ротор находится «в постоянном стремлении» догнать статор, но никогда не догонит, так как исчезнет энергия, заставляющая вращаться вал двигателя.
Разницу частот вращения магнитного поля статора и вала ротора называют частотой скольжения, и она рассчитывается по формуле:
?n=n1-n2, где
- n1 – частота вращения магнитного поля статора.
- n2 – частота вращения ротора.
Скольжением называется отношение частоты скольжения к частоте вращения магнитного поля статора, оно рассчитывается по формуле: S=?n/n1=(n1—n2)/ n1.
Способы подключения обмоток асинхронных двигателей
Большинство АДКЗ имеет три обмотки, каждая из которых соответствует своей фазе и имеет начало и конец. Системы обозначения обмоток могут быть разными. В современных электродвигателях принята система обозначения обмоток U, V и W, а их выводы обозначают цифрой 1 начало обмотки и цифрой 2 – ее конец, то есть обмотка U имеет два вывода U1 и U2, обмотка V–V1 и V2, а обмотка W – W1 и W2.
Однако еще до сих пор в эксплуатации находятся асинхронные двигатели, сделанные во времена СССР и имеющие старую систему маркировки. В них начала обмоток обозначаются C1, C2, C3, о концы C4, C5, C6. Значит, первая обмотка имеет выводы C1 и C4, вторая C2 и C5, а третья C3 и C6. Соответствие старых и новых систем обозначений представлено на рисунке.
Рассмотрим, как могут соединяться обмотки в АДКЗ.
Соединение звездой
При таком соединении все концы обмоток объединяют в одной точке, а к их началам подключают фазы. На принципиальной схеме такой способ подключения действительно напоминает звезду, за что и получил название.
При соединении звездой к каждой обмотке в отдельности приложено фазной напряжение в 220 В, а к двум обмоткам, соединенных последовательно линейное напряжение 380 В. Главное преимущество такого способа подключения – это небольшие токи запуска, так как линейное напряжение приложено к двум обмоткам, а не к одной. Это позволяет двигателю «мягко» стартовать, но мощность его будет ограничена, так как протекающие токи в обмотках будут меньше, чем при другом способе подключения.
Соединение треугольником
При таком соединении обмотки объединяют в треугольник, когда начало одной обмотки соединяется с концом следующей – и так по кругу. Если линейное напряжение в трехфазной сети 380 В, то через обмотки будут протекать токи гораздо больших величин, чем при соединении звездой. Поэтому мощность электродвигателя будет выше.
При соединении треугольником в момент запуска АДКЗ потребляет большие пусковые токи, которые могут в 7—8 раз превышать номинальные и способны вызвать перегрузку сети, поэтому на практике инженеры нашли компромисс – запуск двигателя и его раскручивание до номинальных оборотов производится по схеме звезда, а затем происходит автоматическое переключение на треугольник.
Как определить, по какой схеме подключены обмотки двигателя?
Прежде чем подключать трехфазный двигатель к однофазной сети 220 В, необходимо выяснить по какой схеме подключены обмотки и при каком рабочем напряжении может работать АДКЗ. Для этого необходимо изучить табличку с техническими характеристиками – «шильдик», который должен быть на каждом двигателе.
На табличке имеется вся необходимая информация, которая поможет подключить двигатель к однофазной сети. На представленном шильдике видно, что двигатель имеет мощность 0,25 кВт и количество оборотов 1370 об/мин, что говорит о наличии двух пар полюсов обмоток. Значок ?/Y означает, что обмотки можно соединить как треугольником, так и звездой, причем следующий показатель 220/380 В свидетельствует о том, что при соединении треугольником напряжение питающей сети должно быть 220 В, а при соединении звездой – 380 В. Если такой двигатель подключить в сеть 380 В треугольником, то обмотки его сгорят.
На следующем шильдике можно увидеть, что такой двигатель можно подключить только звездой и только в сеть 380 В. Скорее всего в клеммной коробке у такого АДКЗ будет только три вывода. Опытные электрики смогут подключить и такой двигатель к сети 220 В, но для этого надо будет вскрывать заднюю крышку, чтобы добраться до выводов обмоток, затем найти начало и конец каждой обмотки и произвести необходимую коммутацию. Задача сильно усложняется, поэтому авторы не рекомендуют подключать такие двигатели к сети 220 В, тем более что большинство современных АДКЗ могут подключаться по-разному.
На каждом двигателе есть клеммная коробка, расположенная чаще всего сверху. В этой коробке есть входы для питающих кабелей, а сверху она закрыта крышкой, которую необходимо снять при помощи отвертки.
Под крышкой можно увидеть шесть клемм, каждая из которых соответствует или началу, или концу обмотки. Помимо этого клеммы соединяются перемычками, и по их расположению можно определить, по какой схеме подключены обмотки.
На фото «вскрытой» коробки видно, что провода, ведущие к обмоткам подписаны и перемычками соединены в одну точку концы всех обмоток – V2, U2, W2. Это свидетельствует о том, что имеет место соединение звездой. С первого взгляда может показаться, что концы обмоток расположены в логичном порядке V2, U2, W2, а начала «перепутаны» — W1, V1, U1. Однако, это сделано с определенной целью. Для этого рассмотрим клеммную коробку АДКЗ с подключенными обмотками по схеме треугольник.
На рисунке видно, что положение перемычек меняется – соединяются начала и концы обмоток, причем клеммы расположены так, что те же перемычки используются для перекоммутации. Тогда становится понятно почему «перепутаны» клеммы – так легче перебрасывать перемычки. На фотографии видно, что клеммы W2 и U1 соединены отрезком провода, но в базовой комплектации новых двигателей всегда присутствуют именно три перемычки.
Если после «вскрытия» клеммной коробки обнаруживается такая картина, как на фотографии, то это означает, что двигатель предназначен для звезды и трехфазной сети 380 В.
Видео: Отличный фильм про трехфазные синхронные двигатели, который еще не успели раскрасить
Как подключить трехфазный электродвигатель в сеть 220 В
Подключить трехфазный двигатель в однофазную сеть 220 В можно, но при этом надо быть готовым пожертвовать значительным снижением его мощности – в лучшем случае она составит 70% от паспортной, но для большинства целей это вполне приемлемо.
Основной проблемой подключения является создание вращающегося магнитного поля, которое наводит ЭДС в короткозамкнутом роторе. В трехфазных сетях реализовать это просто. При генерации трехфазной электроэнергии в обмотках статора наводится ЭДС из-за того, что внутри сердечника вращается намагниченный ротор, который приводится в движение энергией падающей воды на ГЭС или паровой турбиной на ГЭС и АЭС. Он создает вращающееся магнитное поле. В двигателях происходит обратное преобразование – изменяющееся магнитное поле приводит во вращение ротор.
В однофазных сетях получить вращающееся магнитное поле сложнее — надо прибегнуть к некоторым «хитростям». Для этого надо сдвинуть фазы в обмотках по отношению друг к другу. В идеальном случае нужно сделать так, что фазы будут сдвинуты по отношению друг к другу на 120°, но на практике это трудно реализовать, так как такие устройства имеют сложные схемы, стоят достаточно дорого и их изготовление и настройка требуют определенной квалификации. Поэтому в большинстве случаев применяют простые схемы, при этом несколько жертвуя мощностью.
Сдвиг фаз при помощи конденсаторов
Электрический конденсатор известен своим уникальным свойством не пропускать постоянный ток, но пропускать переменный. Зависимость токов, протекающих через конденсатор, от приложенного напряжения показана на графике.
Как только к конденсатору прикладывают возрастающее по синусоиде напряжение, он сразу «накидывается» на него и начинает заряжаться, так как изначально был разряжен. Ток в этот момент будет максимальным, но по мере заряда он будет уменьшаться и достигнет минимума в тот момент, когда напряжение достигнет своего пика.
Как только напряжение будет уменьшаться, конденсатор среагирует на это и будет начинать разряжаться, но ток при этом будет идти в обратном направлении, по мере разряда он будет увеличиваться (со знаком минус) до тех пор, пока уменьшается напряжение. К моменту, когда напряжение равно нулю ток достигает своего максимума.
Когда напряжение начинает расти со знаком минус, то идет перезаряд конденсатора и ток постепенно приближается от своего отрицательного максимума к нулю. По мере уменьшения отрицательного напряжения и стремлении его к нулю идет разряд конденсатора с увеличением тока через него. Далее, цикл повторяется заново.
Из графика видно, что за один период переменного синусоидального напряжения, конденсатор два раза заряжается и два раза разряжается. Ток, протекающий через конденсатор, опережает напряжение на четверть периода, то есть — 2*p/4=p/2=90°. Вот таким простым путем можно получить фазовый сдвиг в обмотках асинхронного двигателя. Сдвиг фаз в 90° не является идеальным в 120°, но вполне достаточен для того, чтобы на роторе появился необходимый вращательный момент.
Сдвиг фаз также можно получить, применив катушку индуктивности. В этом случае все произойдет наоборот – напряжение будет опережать ток на 90°. Но на практике применяют больше емкостной сдвиг фаз из-за более простой реализации и меньших потерь.
Схемы подключения трехфазных двигателей в однофазную сеть
Существует очень много вариантов подключения АДКЗ, но мы рассмотрим только наиболее часто используемые и наиболее просто реализуемые. Как было рассмотрено ранее, для сдвига фазы достаточно подключить параллельно какой-либо из обмоток конденсатор. Обозначение Cр говорит о том, что это рабочий конденсатор.
Следует отметить, что соединение обмоток в треугольник предпочтительней, так как с такого АДКЗ можно «снять» полезной мощности больше, чем со звезды. Но существуют двигатели, предназначенные для работы в сетях с напряжением 127/220 В. О чем обязательно должна быть информация на шильдике.
Если читателям встретится такой двигатель, то — это можно считать удачей, так как его можно включать в сеть 220 В по схеме звезда, а это обеспечит и плавный пуск, и до 90% от паспортной номинальной мощности. Промышленностью выпускаются АДКЗ специально предназначенные для работы в сетях 220 В, которые могут называть конденсаторными двигателями.
Следует обратить внимание, что на шильдике указано рабочее напряжение 220 В и параметры рабочего конденсатора 90 мкФ (микрофарад, 1 мкФ=10-6 Ф) и напряжение 250 В. Можно с уверенностью сказать, что этот двигатель фактически является трехфазным, но адаптированный для однофазного напряжения.
Для облегчения пуска мощных АДКЗ в сетях 220 В кроме рабочего применяют еще и пусковой конденсатор, который включается на непродолжительное время. После старта и набора номинальных оборотов пусковой конденсатор отключают, и вращение ротора поддерживает только рабочий конденсатор.
Пусковой конденсатор – Cп, подключают параллельно рабочему Cр . Из электротехники известно, что при параллельном соединении емкости конденсаторов складываются. Для его «активации» применяют кнопочный выключатель SB, удерживаемый несколько секунд. Емкость пускового конденсатора обычно минимум в два с половиной раза выше, чем рабочего, причем сохранять заряд он может достаточно долго. При случайном прикосновении к его выводам можно получить довольно сильно ощутимый разряд через тело. Для того чтобы разрядить Cп применяют резистор, подключенный параллельно. Тогда после отключения пускового конденсатора от сети, будет происходить его разряд через резистор. Его выбирают с достаточно большим сопротивлением 300 кОм—1 мОм и рассеиваемой мощностью не менее 2 Вт.
Расчет емкости рабочего и пускового конденсатора
Для уверенного запуска и устойчивой работы АДКЗ в сетях 220 В следует наиболее точно подобрать емкости рабочего и пускового конденсаторов. При недостаточной емкости Cр на роторе будет создаваться недостаточный момент для подключения какой-либо механической нагрузки, а избыточная емкость может привести к протеканию слишком высоких токов, что в результате может привести к межвитковому замыканию обмоток, которое «лечится» только очень дорогостоящей перемоткой.
Как же рассчитать необходимую емкость и рабочее напряжение пускового и рабочего конденсаторов. Приведем эти данные в таблице.
Приведенных формул в таблице вполне достаточно для того, чтобы рассчитать необходимую емкость конденсаторов. В паспортах и на шильдиках может указываться КПД или рабочий ток. В зависимости от этого можно вычислить необходимые параметры. В любом случае тех данных будет достаточно. Для удобства наших читателей, можно воспользоваться калькулятором, который быстро рассчитает необходимую рабочую и пусковую емкость.
Калькулятор: Расчет емкости рабочего и пускового конденсатора для асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором
Рассчитанную емкость конденсатора лучше не увеличивать, так как это может привести к перегреву обмоток двигателя. После того как двигатель будет запущен под рассчитанной нагрузкой, можно измерить рабочий ток и скорректировать емкость, рассчитав ее по зависимости ее от напряжения и тока. Скорее всего, она окажется ниже. На электродвигателях мощностью менее 500 Вт пусковой конденсатор может вообще не понадобиться, все зависит от того есть ли механическая нагрузка на валу ротора. Например, запуск циркулярной пилы, электрофуганка, наждака, — происходит без нагрузки, а погружного насоса – сразу под нагрузкой.
При выборе конденсаторов необходимо учитывать, что в момент запуска на них может воздействовать более высокое напряжение, чем номинальное. Поэтому, если двигатель будет работать в сети 220 В, то конденсатор должен быть с номинальным напряжением не менее, чем 1,5*220=360 В, а лучше 400—450 В. Также необходимо учитывать то, что рабочий конденсатор задействован во все время работы двигателя, а пусковой – только во время запуска. В чем отличие и сходство пусковых и рабочих конденсаторов показано в следующей таблице.
Емкости рабочих конденсаторов обычно составляют десятки, а то и сотни микрофарад. Естественно, что чем больше емкость и выше рабочее напряжение, тем объемнее будет конденсатор. Рассмотрим в следующей таблице, какие конденсаторы могут применяться в качестве рабочих и пусковых.
Последовательное и параллельное соединение конденсаторов
Бывает такая необходимость, когда под рукой нет емкости с нужным номиналом. Чаще всего ее не хватает и, «как назло», есть россыпь конденсаторов другой емкости. Выход из этой ситуации очень простой – если соединить конденсаторы параллельно, то результирующая емкость будет равна сумме все емкостей конденсаторов. Следует отметить, что при таком соединении все конденсаторы желательно использовать с одним рабочим напряжением, так как напряжение на их электродах будет одинаковым. Например, надо собрать конденсаторную батарею 50 мкФ с напряжением 400 В. Для этого можно подобрать 5 конденсаторов по 10 мкФ типа МГБО и все они должны иметь такое же напряжение. Если хотя бы один из конденсаторов будет иметь напряжение ниже, например 160 В, то он через непродолжительное время выйдет из строя.
Параллельное соединение делают наиболее часто. Раньше, когда были недоступны металлополипропиленовые конденсаторы использовались металлобумажные, которые соединяли параллельно и помещали в специальные ящики. На мощных станках такие батареи были довольно внушительных размеров. Современные конденсаторы позволяют обойтись без громоздких ящиков и могут размещаться прямо на корпусе электродвигателя.
При последовательном соединении результирующая емкость не будет являться суммой, а будет вычисляться по формуле: C=C1*C2/(C1+C2), где C1, C2 – емкости конденсаторов, подключенных последовательно. Очевидно, что результирующая емкость будет всегда меньше самой наименьшей из всех, подключенных последовательно, так как если умножить обе части выражения 1/С=1/С1+1/С2+…+1/Сi на C1, то получим C1/C=1+C1/C2+…C1/Ci, что красноречиво свидетельствует о том, что отношение любой из емкости к общей будет всегда больше единицы. На языке математики это означает, что любая из емкостей больше результирующей.
С первого взгляда может показаться, что последовательное соединение конденсаторов ничего по своей сути не дает, ведь каждый микрофарад емкости стоит денег и в лучшем случае, если подключить две емкости по 40 мкФ, то результирующая будет всего-то 20 мкФ. Но, как видно из вышеприведенной схемы, приложенное напряжение распределяется по конденсаторам, поэтому если, например, подключить каждый из них с рабочим напряжением 250 В, то к ним смело можно прикладывать 500 В. А чем выше номинальное рабочее напряжение конденсатора, тем дороже он стоит. Поэтому последовательное соединение конденсаторов тоже иногда может принести практическую пользу.
Для удобства предлагаем читателям нашего портала воспользоваться калькулятором, который рассчитывает емкость двух последовательно соединенных конденсаторов.
Калькулятор: Расчет результирующей емкости двух последовательно соединенных конденсаторов
Применение электролитических конденсаторов в качестве пусковых
В электротехнике и электронике широко применяются электролитические конденсаторы, которые специалисты называю «электролиты». Их главной особенностью является то, что в качестве одного из электродов используется электролит (кислота или щелочь), которым пропитана специальная бумага. Другой электрод представляет собой алюминиевую фольгу, на которой есть тонкий слой диоксида алюминия Al2O3. Благодаря этому емкость электролитических конденсаторов при равных габаритах гораздо выше, чем у других.
Оборотной стороной медали электролитических конденсаторов является обеспечение условия полярности их подключения в цепях постоянного или пульсирующего тока. При неправильном подключении или появлении на электродах электролитического конденсатора переменного напряжения начинается ускоренный процесс деградации, повышение токов утечки, что приводит к сильному нагреву. В итоге давление внутри конденсатора растет и это может привести к взрыву. Не зря в верхней части корпуса электролита имеются специальные насечки – так называемый клапан, который при сильном повышении давления просто разрывается, но это будет контролируемый взрыв.
Описанные ранее в таблице пусковые конденсаторы CD60 являются электролитическими, но неполярными, которые способны работать в цепях переменного тока. Это достигается тем, что в них используется два электрода из алюминиевой фольги, покрытые оксидной пленкой, а бумага с электролитом находится посередине между ними. Естественно, что габариты (как и цена) таких конденсаторов в 1,5—2 раза выше, чем у обычных электролитов, но зато их можно включать в цепь переменного тока.
Неполярный электролитический конденсатор можно получить из двух полярных, только необходимо их последовательно и встречно соединить между собой положительными электродами, а отрицательными подключать в сеть. Тогда результирующая емкость будет рассчитываться по калькулятору. Например, если необходимо получить неполярный электролит емкостью в 100 мкФ и напряжением 500 В, то надо встречно подключить два конденсатора по 200 мкФ и напряжением не менее 250 В. Вот как раз здесь последовательное соединение конденсаторов может помочь.
На практике часто применяют подключение электролитических конденсаторов через диоды. Принципиальная схема такого подключения представлена на рисунке.
Известно, что диод пропускает электрический ток только в одном направлении – от анода к катоду. Получается, что положительные полупериоды будут пропускаться только к плюсу конденсатора, а отрицательные только к минусу. Это обеспечит работу конденсатора в штатном режиме. Для разряда пусковых конденсаторов параллельно им подключены резисторы мощностью не менее 2 Вт. После пуска и разгона двигателя пусковые конденсаторы отключаются и быстро разряжаются через резисторы. В такой схеме есть существенный недостаток – если «пробивает» диод, то конденсатор начинает работать как кипятильник электролита. Поэтому рекомендуется убирать конденсаторы в безопасное место или помещать в коробку или контейнер.
Авторы статьи рекомендуют применять электролитические конденсаторы – как неполярные, так и полярные только в цепях пуска и разгона асинхронных двигателей. В качестве рабочих их лучше не применять.
Видео: Неполярные электролитические конденсаторы
Выбор принципиальной схемы подключения
Одних пусковых и рабочих конденсаторов для подключения трехфазного электродвигателя к сети 220 В будет недостаточно. Вначале надо определиться по какой схеме будет подключаться двигатель, и какие коммутационные аппараты будут нужны для правильного пуска и остановки.
Вариантов подключения трехфазных двигателей в сеть 220 В существует очень много, но в рамках статьи предлагается рассмотреть только два наиболее часто используемых и надежных. Принципиальные схемы представлены на рисунке.
Принципиальная схема, изображенная справа, показывает подключение АДКЗ по схеме звезда. Как уже отмечалось ранее, такой вид подключения целесообразно использовать в однофазных сетях 220 В только для тех двигателей, которые предназначены для рабочих напряжений 127/220 В при схемах ?/Y. Левая схема показывает подключение асинхронного двигателя по схеме треугольник. В этой схеме применены для пуска электролитические конденсаторы C1 и C2, подключенные совместно с диодами VD1 и VD2. Объясним назначение всех элементов схем.
- И одна и другая схема подключается к сети 220 В через разъемы XP1 и XP
- Для защиты от сильных перегрузок по току или от токов короткого замыкания в схемах применены плавкие предохранители FU1 и FU Они могут быть заменены на двухполюсный автоматический выключатель с номиналом 10 или 16 Ампер, в зависимости от мощности АДКЗ. Автомат лучше брать с характеристикой срабатывания C или на мощных станках даже D.
- SA1 – это переключатель, который служит для реверса двигателя. Меняя его положение можно изменять направление вращения. В некоторых механизмах, например, подъемных, эта очень может пригодиться. В двигателях мощностью до 1 кВт можно вполне применять переключатель тумблерный типа ТВ-1-2 или клавишный на ток до 5 А.
- SB1, SB1.2, SB1.3 – это контакты пускателя нажимного кнопочного ПНВС-10У2. Этот аппарат имеет три пары контактов: SB1.1 и SB1.3 – это контакты, которые при нажатии на кнопку «Пуск» фиксируются во включенном положении (они на корпусе пускателя находятся слева и справа), а контакт SB1.2, находящийся в центре, замыкается только при нажатии на кнопку «Пуск». Это очень удобно при запуске и разгоне двигателя, удерживая кнопку 1—3 секунды, двигатель стартует и набирает обороты при помощи пусковых конденсаторов, а затем кнопка отпускается, и двигатель продолжает работать без них. Для двигателей до 0,6 кВт применяют пускатели ПНВС-10, а для более мощных ПНВС-12.
- KM и KM1 на схеме слева – это реле тока и его контакты соответственно. Оно также может применяться в схемах подключения АДКЗ. При возрастании тока до величин, превышающих номинальные, срабатывает реле KM и замыкает контакты KM1.1, подключающие пусковые конденсаторы C1 и C2. При убывании тока до номинальных величин реле KM отключается и размыкает контакты KM1.1. Возрастание рабочего тока происходит чаще всего тогда, когда резко возрастает механическая нагрузка на валу ротора АДКЗ. В качестве реле тока можно использовать модульное РТ-40У.
- На левой схеме конденсатор C3 рабочий, а C1 и C2 – пусковые. На правой схеме C1 – пусковой, а C2 – рабочий. Резисторы R1 мощностью 2 Вт нужны для разряда пусковых конденсаторов.
Предлагаемые схемы успешно работают уже не один десяток лет и доказали свою жизнеспособность, поэтому и рекомендованы читателям нашего портала к использованию.
Необходимые инструменты и комплектующие
Для того, чтобы подключить электродвигатель потребуется не такой уж и большой набор электротехнического и монтажного инструмента.
Прежде всего, перед монтажными работами нужно подумать о том, где будет смонтирован асинхронный двигатель. В зависимости от возложенных задач основание может быть металлическим, текстолитовым, деревянным и другим. Также на этом основании должны будут смонтированы нажимной пускатель, рабочие и пусковые емкости, при необходимости токовые реле и другие аппараты коммутации контроля и защиты.
Электролитические конденсаторы необходимо убрать в отдельный ящик, чтобы при возможном их взрыве брызги электролита не поразили людей. Если оборудование будет смонтировано на столе или верстаке, то можно конденсаторы «спрятать», закрепив их на нижней поверхности столешницы.
Для монтажа асинхронного двигателя и подключения его в сеть 220 В понадобятся следующие комплектующие:
Подключение трехфазного двигателя в однофазную сеть 220 В
После подготовки всех необходимых комплектующих необходимо убедиться в том, что работа будет производиться только при снятом напряжении. Должна только быть возможность для подключения освещения и электроинструментов. На рабочем месте надо приготовить все инструменты и подготовить коробку или ведро, куда будет сбрасываться мусор.
Основные этапы работ по подключению АДКЗ представим в виде таблицы:
Если двигатель уверенно запустился, то — это вовсе не означает, что он будет уверенно работать и дальше, поэтому следует его вначале проверить в режиме холостого хода, а потом под нагрузкой.
- Если даже в режиме холостого хода двигатель начинает сильно нагреваться, то надо попробовать уменьшить емкость рабочего конденсатора.
- Если двигатель при нажатии кнопки «Пуск» гудит, но не стартует, то надо попробовать ему помочь это сделать, крутанув вал. Если такая мера помогла ротору начать вращаться, то можно попробовать увеличить немного емкость пускового конденсатора.
- Если под планируемой штатной нагрузкой двигатель останавливается, то увеличивают емкость рабочего конденсатора или применяют реле тока, которое подключает «на помощь» пусковые конденсаторы. Однако, следует помнить, что двигатель не сможет выдать мощности больше, чем паспортная.
Самым корректным способом подбора емкости пускового конденсатора будет измерение рабочего тока под нагрузкой и вычисление ее по зависимости от напряжения и тока. Ранее эта формула была приведена в таблице. После того как двигатель полностью настроен, еще раз подтягивают все клеммы и закрывают все места подключения крышками. Провода, если они идут группой, можно проложить совместно в гофротрубе или поместить их в термоусадочную трубку.
Заключение
Подводя итоги статьи, авторы еще раз напоминают читателям, что подключение трехфазного двигателя в сеть 220 В вполне осуществимо, причем собственными силами. И, хотя приходится жертвовать потерей мощности, но открываются безграничные возможности использования различных полезных механизмов. Трехфазные асинхронные двигатели обладают исключительной надежностью, до сих пор работают «ветераны», выпущенные еще в 50-х годах XX века.
Авторы статьи рекомендуют читателям портала перед первым пуском не производить окончательный монтаж всех узлов, а собрать схему на стенде. Если испытания пройдут успешно, то можно уже смонтировать все так, как задумано. И не стоит пренебрегать теми советами, которые были даны в этой статье, так как в ней учтен многолетний опыт и применен научный подход.
Удачных вам запусков электродвигателей и побольше полезных механизмов!