Если сегодня дворы и близлежащие улицы российских новостроек заставлены автомобилями разных мастей, то в советское время каждый автолюбитель мечтал обзавестись домом для железного коня. Так начался бум строительства гаражных кооперативов, многие из которых дожили до наших дней. Денис Демешин, житель Рязани, руководитель видеостудии DREAM, решил реанимировать гараж, построенный именно в таком кооперативе в конце 70-х годов.
Гараж принадлежит моему тестю, он купил его еще во времена СССР. Тогда многие старались приобрести отдельное место для хранения автомобиля — кто-то строил, а кто-то, как мой тесть, приобретал готовый в гаражном кооперативе. Это было довольно удобно, поскольку гараж находился в черте города, в южной части Рязани, микрорайоне Городская роща, горожане именуют его просто Горроща. Сегодня мы по-прежнему храним в нем свое авто, иногда используем как склад, оставляя, например, шины и прочее предметы, которым сложно найти место в городской квартире.
Гараж, построенный в 1979 году, конечно, уже давно нуждался в реновации. Надо учитывать, что между технологиями строительства тогда и сегодня зияет огромная пропасть. За все время эксплуатации наш дом для железного коня не переживал каких-то серьезных ремонтов, у нас даже ворота установлены до сих пор те, что были 40 лет назад. Однако ремонт крыши откладывать было уже категорически нельзя.
Покрытие, которому минуло четыре десятка лет, уже давно пришло в полнейшую негодность. Картонное основание, пропитанное битумом и покрытое посыпкой, совершенно не справлялось с основной функцией — защитой конструкции от влаги. Посыпка от циклов замерзания / оттаивания практически полностью сошла, оголенный битум с каждым годом все больше разрушался под действием ультрафиолета.
Каждую весну внутри гаража приходилось ликвидировать последствия капели, во время осадков и таяния снега вода попадала прямо в помещение. В итоге бетонные конструкции стали разрушаться, в гараже появился устойчивый запах сырости, который практически невозможно было выветрить.
Несколько раз в год мы проводили осмотры кровли. Повреждения, которые замечали визуально, пытались устранить при помощи заплаток. Однако эффект эти меры давали лишь временный. Через некоторое время течь появлялась в другом месте.
В конечном итоге на семейном совете решили провести капитальную реконструкцию всей крыши, а не только кровельной изоляции. Решили вместе с тестем, что справимся полностью сами, тем более площадь не такая уж и большая.
Первой дилеммой, которую нам предстояло разрешить, стал выбор: убрать все старые слои или сделать гидроизоляционное покрытие поверх них.
В конечном итоге выбрали первый путь, прежде всего потому, что хотели убедиться в работоспособности плит перекрытия. Мы вообще не очень понимали, в каком состоянии конструкция крыши — много лет она подвергалась воздействию влаги, циклов замерзания / оттаивания, плюс к этому оставался не до конца понятным конструктив.
Начали работы с демонтажа старой гидроизоляции, в общей сложности убрали порядка трех слоев рубероида.
За ним последовала очередь гудрона — тоже 2-3 слоя пришлось кропотливо счищать. Под гидроизоляцией и вовсе не оказалось стяжки, были просто плиты перекрытия, которые к тому же за время суровой эксплуатации немного износились, стали неровными.
Посовещавшись, мы решили не повторять предыдущих ошибок и уложить гидроизоляцию на новую стяжку, а не на плиты. Раствор заказали на бетонном заводе, на имеющуюся площадь его ушло около трех кубометров. При таких объемах изготавливать вручную было слишком ресурсозатратно, потом всегда остается риск неумышленного нарушения пропорций. По этим причинам с бетоном, произведенным в заводских условиях, мы чувствовали себя спокойнее.
Стяжку также заливали самостоятельно, на набор прочности ушло около недели, после чего можно было смело приступать к монтажу гидроизоляционного покрытия. На этом этапе сложнее всего было выбрать материал.
Сначала рассматривали рулонные наплавляемые материалы. Но с этой идей пришлось распрощаться.
- Во-первых, огневой метод укладки — это всегда высокая степень пожароопасности, учитывая плотную застройку в гаражном кооперативе, риск усиливается вдвойне.
- Во-вторых, у нас с тестем опыта работы особого не было, поэтому тут возникали дополнительные опасения, сможем ли мы герметично уложить гидроизоляцию.
В итоге решили применить рулонную самоклеящуюся Гидроизоляцию плоской кровли ТЕХНОНИКОЛЬ. Для монтажа материала нам нужно было лишь отрезать полотна нужного размера, снять антиадгезионную пленку и приклеить к поверхности.
Перед монтажом готовую стяжку вместе с тестем очистили от мусора — подмели обычной метлой, а после обработали битумным праймером.
Заключительным этапом уже монтировали непосредственно гидроизоляцию. На этот процесс нам понадобилось буквально несколько часов. На месте мы раскатывали рулон, отрезали полотно необходимого размера и приклеивали к основанию, сняв защитную пленку.
Единственный нюанс, о котором нужно помнить, он описан и в инструкции, — торцевые нахлесты и места примыканий нужно промазывать битумной клеящей мастикой.
Полностью завершили работы осенью 2018 года.
Гараж пережил зиму, стойко вынес весеннее таяние снега, внутрь помещения не попало ни капли, ощущение сырости ушло. Если бы не монтаж мокрой стяжки, с реновацией кровли мы бы справились за день-два. С учетом времени, потраченного на набор прочности бетона, на ремонт ушел почти месяц, но зато теперь мы забыли про сырость в гараже.
Автор: Денис Демешин, г. Рязань.